Чакона. Часть I
– Ну что ж, давай попробуем, а там – была не была.
Через три недели мы с Алисой рванули в Ленинград и подали её документы в художественный институт, а мои, как и планировали, в техникум и в десятилетку. За музыкальную теорию и прочее я абсолютно не волновался, потому что был уверен, что сдам их успешно. Чего было не сказать о моей игре на фортепиано, из‑за которого я практически не вставал, каждый день тщательно отрабатывая программу для вступительного экзамена.
Вступительные в жизнь
Десятого июля 1965 года в 11.00 на первом этаже Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского‑Корсакова теснилось огромное количество абитуриентов в ожидании вступительных экзаменов. На улице палило жаркое июльское солнце, от которого невозможно было спастись даже в холле консерватории. Каждый из абитуриентов что‑то повторял, зубрил или просто гонял нотными тетрадями ветер перед лицом.
– Что‑то, Настя, никто ничего не говорит, а экзамен должен был начаться уже как двадцать минут назад, – забеспокоилась бабушка, сидящая в кресле рядом с внучкой.
– Вот, я говорила маме, давай пойду сама, без никого. Мало того, что я должна переживать за этот дурацкий музыкальный диктант, который я плохо пишу, так мне ещё нужно думать, чтобы ты от жары здесь в обморок не упала.
– Не переживай, бабушку в войну немцы не одолели, а то какая‑то жара.
– Да, только когда ты воевала, тебе было сорок лет, а сейчас шестьдесят, ничего? – закатила глаза девушка.
– Ничего, ещё повоюем.
– Уважаемые абитуриенты, прошу вашего внимания! – отвлёк всех протяжный громкий голос, принадлежавший женщине невысокого роста в очках с причёской каре. – Значит так, произошли небольшие изменения: один наш педагог по сольфеджио заболел, на экзамен прийти не сможет. Поэтому что касается пианистов и вокалистов, то они сейчас будут сдавать сольфеджио вместе в одной аудитории №134. Экзамен принимаю у вас я – Муравьёва Светлана Окоповна. Все услышали?
– Да! – отозвались все.
– А ты – смотри, будешь так смеяться, можешь случайно и не сдать, – успокоила она какого‑то черезчур весёлого абитуриента, строго посмотрев на него поверх очков. – Если всем всё ясно, тогда поднимаемся.
– Всё, бабушка, я пошла, – поцеловала её Настя.
– Давай, Настюша, удачи!
Настя в своём голубом платье слилась с толпой абитуриентов и помчалась вверх по широкой центральной лестнице консерватории, мелькая длинной светлой косой.
Войдя в аудиторию, она заняла место за партой, на каждой из которых лежал экзаменационный нотный лист. Когда все расселись по местам, в класс вошла профессор Светлана Окоповна.
– Так, все здесь? – спросила она, пройдясь серьёзным взглядом по классу. – Если все молчат, значит все. Как вы видите, на столе лежат экзаменационные нотные листы для музыкального диктанта. Рядом с этим листом лежит нотный листок для черновика. Сначала вы можете написать музыкальный диктант туда, а потом переписать его в чистовик. Я играю диктант десять раз, после чего даю всем десять минут, чтобы переписать его в чистом виде на экзаменационный лист. После того, как вы сдадите мне диктант, все выходите из аудитории и по моему зову заходите по пять человек отвечать на билеты по теории, которые лежат у меня на столе. Предупреждаю, в случае списывания или подсказывания абитуриент будет исключен из экзамена. Вопросы?
– А тональность скажете какая?
– Ну, ты ж у нас не Моцарт, значит, наверное, скажу.
– А ноты? – ляпнул кто‑то в шутку.
– Давайте не будем смеяться, чтобы потом не пришлось всем плакать, – не меняясь в лице заявила она и уселась за фортепиано. – Тональность ля мажор, – объявила она и начала играть.
На протяжении всего диктанта, который длился тридцать минут, у Насти на нотном листе кроме размера и ритма не нарисовалось ни одной ноты. Каждый раз она пыталась быть предельно внимательной, чтобы понять, какие ноты звучат, но музыкальный диктант оставался по‑прежнему не написанным.
– Внимание: играю последний раз! – объявила профессор и после этих слов из Настиных глаз покатились слёзы. Она начала быстро их утирать и вновь пыталась собраться с духом, но уже ничто не помогало ей унять панику.
– У вас есть десять минут, чтобы написать свой вариант диктанта на чистовик и сдать его мне, – напомнила Светлана Окоповна и, подойдя к большому шкафу, стала там что‑то искать.
В этот момент Настя с заплаканным лицом начала медленно складывать свои листы и, отодвинув стул, чтобы встать с места, увидела, как мимо неё прошёл какой‑то кудрявый парень и незаметно от всех подкинул ей на стол свой листок. Взяв его в руки, она увидела написанный на его черновике диктант, который ей оставалось просто переписать.
– Уже написал? – спросила его профессор.
– Да.
– Ещё есть время, можешь проверить.
– Я уже проверил.
– Ну, давай сюда, – взяла она его лист. – Как твоя фамилия?
– Каберман.
– «Каберман», – протянула она, ища глазами фамилию в списке. – Ага, Александр, нашла. Иди, ожидай в коридоре.
Настя проводила его глазами и когда он вышел из аудитории, быстро кинулась переписывать его вариант диктанта. Спустя десять минут она вышла последней из класса, под дверью которой теснилась толпа шумной молодёжи. Пройдя дальше по коридору, она увидела возле окна небольшую группу, рядом с которой стоял этот парень.
– Привет! – услышал я за своей спиной звонкий голос и, развернувшись, увидел ту девушку, которая расплакалась на экзамене.
– Привет! – протяжно ответил я, приковавшись к её голубым глазам. – Ну что, написала?
– Переписала! – засмеялась она. – Я твоя должница: если бы не ты, я бы завалила экзамен.
– Рано плакать начинаешь. Когда ещё есть время, нужно искать возможности.
– Да, но не всегда найдутся такие как ты, которые протянут руку помощи.
– Надеюсь, что мой вариант диктанта правильный. Вроде бы я их всегда хорошо писал.
– Какой бы он ни был, он наверняка будет лучше того, что написала я, – заверила она. – Потому что я их никогда нормально не писала. Как тебя зовут?
– Саша.
– Настя, – протянула она руку.
– Рад знакомству.
– И я.