LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Философия дискретного мира

В приведенных примерах множество разных‑неодинаковых ответов предполагает существование одного одинакового‑неизменного (окружающий мир, стол, автомобиль, человек) и, наоборот, или говорят: «разное неразрывно связано с одинаковым». При такой‑неразрывной связи одинаковый‑неизменный ответ становится «общим», а разные‑неодинаковые ответы – детализациями или конкретизациями общего – «конкретными». Конкретный ответ может быть связан с множеством других более конкретных ответов и относительно них быть общим: «стол‑круглая поверхность на 4‑х ножках» может быть разного цвета, с ящиками, еще каким‑то. Общий ответ можно считать конкретным только относительно более общего. Для большей определенности конкретный ответ, требующий дальнейшей конкретизации, называют «частным», а обобщение общего – «более общим». Граница между общим и конкретным ответами относительна и можно говорить о той или иной степени их обобщения и конкретизации. Чем большее число разных‑неодинаковых конкретных ответов выражается‑называется‑обозначается одним‑одинаковым‑неизменным словом (словами), тем больше их обобщение и конкретизация: множество разных‑неодинаковых конкретных столов раскладных – высоких, низких, широких, цветных, еще каких‑то обобщается одним‑одинаковым‑неизменным обозначением‑названием «стол раскладной»; еще большее число каких бы ни было разных‑неодинаковых конкретных столов раскладных, не раскладных, еще каких‑то, изготовленных из дерева, обобщается одним‑одинаковым‑неизменным обозначением‑названием с еще большей степенью обобщения и конкретизации – «стол деревяный»; все множество каких бы то ни было разных‑неодинаковых конкретных столов деревяных, металлических, цветных, еще каких‑то обобщается одним‑одинаковым‑неизменным обозначением‑названием с наиболее общей степенью обобщения и конкретизации – «стол».

Двоякость или двойственность ответа на один и тот же вопрос позволяет «видеть» в одинаковом‑общем ответе разные‑неодинаковые конкретные ответы. Таким образом выделяется общее как предмет изучения разных‑частных наук и наиболее общее‑наиболее общей науки. Все, что так или иначе связано с предметом изучения, раскрывает содержание данной науки, которую также можно рассматривать двояко. С одной стороны, это – общее‑теория, с другой, конкретное‑проявление теории. Философия – общее выражение всех частных наук. Поэтому философия – основа или база каждой частной науки и, наоборот, каждая частная наука – определенная конкретизация и приложение философии. Если появляется хотя бы один пример отсутствия связи между общей и частной науками, то возникает необходимость дальнейшего обобщения частных наук и, следовательно, совершенствования философии. Философия дает выход другим частным наукам, переходя на более общий уровень.

Раскрыть содержание науки философии можно одним предложением: «Философия – наиболее общее знание о мире». Более содержательно это можно сделать двумя, тремя, бо́льшим количеством предложений. Каждое из этих предложений, отвечая на одни вопросы, может вызвать другие. Например, отвечая на вопрос «Что такое мир?», можно вызвать вопросы: «Как связаны мир и человек?», «Что такое человек?», другие. Каждый вопрос может иметь множество разных ответов, которые можно разделить на «правильные» и «неправильные» или «истинные» и «ложные». Правильные‑истинные ответы на все возникающие вопросы и есть философия. Очевидно, философия должна начинаться, образно говоря, с вопроса «Что есть что?», то есть с правильного объяснения‑понимания слов или, говорят, их определений, посредством которых даются ответы на вопросы. Без слов нет объяснений, нет философии, а все слова неразрывно связаны с человеком. Возникает вопрос: «Что есть человек?».

Человек существует, значит, существуют его представления о себе и всем, что его окружает, – окружающем мире, или «представления о мире», или просто «представления». Нет представлений – есть что угодно, но нет человека. Представления о мире могут быть связаны со зрением – зрительные представления о мире в целом, частях мира – Солнце, доме, себе, своей руке, ноге, другом человеке, еще чем‑то. Представления могут существовать помимо зрения. У незрячего человека представления о мире могут быть связаны: со звуками – слуховые представления о Солнце или доме, себе, своей руке, ноге, другом человеке, еще чем‑то; с болью – болевые представления; с осязанием – осязательные представления; с запахом – обонятельные представления; со вкусом – вкусовые представления; еще какие‑то. Зрение, слух, боль, обоняние, вкус присуще многим видам живого, по отношению к которым применяется другое, более общее выражение‑название – «ощущения мира» или просто «ощущения». Соответственно, говорят о зрительных, слуховых, болевых, осязательных, обонятельных, вкусовых, других ощущениях живого, сопровождаемых картинками, звуками, запахом, обонянием, еще чем‑то. Ощущения одного и того же мира обусловлены особенностями живого и, как правило, разные у разного живого. Ощущения человека отличаются от ощущений других видов живого тем, что сопровождаются словами‑звуками, буквами, картинками, мимикой, жестами, еще как‑то. Словами выражается то, что человек считает необходимым выделить из бесчисленного числа окружающих его «частей мира»‑объектов, связей между объектами, еще много чего.[1] Словесное сопровождение ощущений осуществляется и без «видимых» проявлений слов – «невидимой»‑беззвучной «речью про себя» или «внутренней речью» – «скрытой вербализацией, сопровождающей процесс мышления» (Психологический словарь). Слова делают ощущения осознаваемыми или представлениями. Человек, в отличие от других видов живого, обозначение, название, «носитель» словесных‑осознаваемых ощущений – представлений.

Слова не тождественны и не существуют без представлений, неразрывно связаны с представлениями, но эта связь может быть разной. Если одно и то же слово всегда связано с одним и тем же представлением и, наоборот, то связь называется «взаимнооднозначной», в противном случае – «неоднозначной». Неоднозначная связь, по‑другому, нарушение однозначной связи и чем больше это нарушение, тем меньше однозначность связи, сложнее и медленнее будет происходить общение людей. Со временем у человека вырабатывается «язык» общения или разговорный язык, когда разные конкретные представления разных людей, выражаемые‑называемые‑обозначаемые одним‑одинаковым‑неизменным словом (словами), понимаются этими людьми одним‑одинаковым представлением и, наоборот, одним‑одинаковым‑неизменным словом выражаются‑называются‑обозначаются разные конкретные представления. Это одно‑одинаковое‑неизменное представление есть общее в разных‑конкретных представлениях, называемое‑выражаемое одним‑одинаковым‑неизменным словом (словами). Слово – название и оборотная сторона разных конкретных проявлений одного‑одинакового‑неизменного‑общего представления.


[1] Слово – единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок (Толковый словарь Ожегова).

 

TOC