Идеалист. Психология в художественной прозе
Наконец‑то в столовую вошла Марина Мирославовна. Ее я заметил сразу же, еще у двери. Она была в джинсах и белой футболке, в отличнейшем расположении духа, весела и приветлива. Г‑жа Марина сразу направилась к своему столику. А Валентин, теперь я знал его имя, тут же отправился за едой для нее. Через пять минут на столе стояли все обеденные блюда. Юрий все говорил и, не уловив перемены в моем настроении, был крайне удивлен, когда я, ничего не объясняя, встал из‑за стола и ушел. Он только собирался предложить нам прогуляться после обеда к Десне.
Следом за мной примчалась Аня. Убедившись, что со мной все в порядке, она сообщила:
– Через четверть часа мы встречаемся с Юрой у ворот.
По расписанию на территории базы сейчас должна была проходить подготовка к вечернему конкурсу веселых и находчивых. Команды уже были сформированы, списки оглашались перед обедом. Я не знал, в какой я группе. К каждой команде был прикреплен кто‑нибудь из старших учеников, в том числе и Виталий. Поэтому в походе на Десну из нашей троицы он, само собой, выпадал. Но его заменил Юра. Не знаю, действительно ли он нравился Ане или она затеяла это назло Виталику. Виталик при всем желании не смог бы пойти с нами, кто‑то из старших в его кругах уже намекнул о его постоянном отсутствии. И теперь он собирался приступить к своим обязанностям, выполнения которых требовал от него коллектив. Подготовка к конкурсу могла продлиться до самого ужина. Каждая команда должна была придумать и отрепетировать по три номера на заданные темы, после чего все подготовленное будет продемонстрировано публике и жюри этим вечером. Все стандартно, вначале визитная карточка и приветствие команд, далее основной номер на тему Братства, а после – состязание в остроумии капитанов команд, что предполагало экспромт. В заключение – музыкальный номер. Бывать на всеобщем обозрении мне никогда не нравилось, поэтому участвовать в такого рода мероприятиях я не хотел. Мое интровертное начало не стремилось выступать перед публикой. Встречаются и другие люди, всеми способами пытающиеся привлечь к себе внимание окружающих. Еще в детстве они с удовольствием становились на табурет и с воодушевлением читали стишки восторгающимся взрослым. Это экстраверты, и я точно к ним не принадлежу. Поэтому я был рад уйти с базы и не участвовать в этой затее. К тому же я ужасно боялся, что меня может увидеть Марина Мирославовна, проходя мимо. Мне не хотелось, чтобы она застала меня в этом послушническом виде, репетирующим вместе со всеми. Сам не знаю почему, но я чувствовал бы себя неловко. Слившись с коллективом, я лишался шанса обратить на себя ее внимание, а мне очень этого хотелось. Все это время меня самого по себе как будто и не существовало вовсе, у меня не было возможности проявить себя. Все, как в детском лагере с вожатыми: я был под наблюдением, должен был быть хорошим, послушным мальчиком, любить коллектив и раствориться в нем без остатка. А мне хотелось хоть на миг остаться с Мариной Мирославовной наедине, подойти к ней, увести ее ото всех и хоть пять минут побыть с ней самим собой, вне Братства, вне ученичества. Я хотел, чтобы ее внимание принадлежало мне, чтобы вся она хоть на минуту, но принадлежала мне одному, вне правил и условностей. Но это было невозможно. Она была в Братстве, она же и была Братством. Я это понимал, но что‑то мешало мне принять сей факт смиренно. В первый же день своего пребывания на базе я чуть не ввязался в драку во время представления. Я действовал в порыве. Да, быть может, и неосмотрительно, не думая. Но как же иначе? А оказалось, мне по рангу не положено. Ученику первого года обучения внутри Дома следует только слушать, но не действовать. После этого инцидента я не перемолвился с Мариной Мирославовной ни словом. Как нашалившего ребенка меня наказали молчанием! И теперь мне ничего не оставалось, как проказничать дальше и делать это до тех пор, пока желанный взрослый не обратит на меня своего внимания! Если я и виноват, мне хотелось услышать это от нее, я принял бы от Марины Мирославовны все, безоговорочно! Но нянчиться со мной, похоже, никто не собирался.
Мы снова были на Десне и снова на песчаной насыпи, на этот раз в ином составе – я, Аня и Юрий. Аня с нашим новым знакомым обсуждала вчерашнее театрализованное представление. Конечно же, мне было известно, что инсценировался платоновский «Миф о пещере», миф, являющийся идеалистическим представлением Платона об устройстве мира и смысле жизни человека. Из‑за того что все мое внимание было приковано к г‑же Марине, я пропустил почти все, что происходило на сцене. Автором данной постановки, как я понял, была Марина Мирославовна. Именно поэтому я теперь решил разобраться в каждом моменте вчерашнего представления и охотно поддержал тему разговора. Были связанные за запястье веревкой ребята, которые сидели спиной к зрителю и к свету от прожектора. Они олицетворяли людей, которые руководствуются только чувствами. Находились они в темной пещере и являлись в ней узниками в оковах. Даровать им освобождение могли только философы, которые руководствовались духом и жили светом правды и истины. Этими философами и были два парня в белых рубашках. Бегущие по полотну тени от предметов, которые проносила массовка, узники принимали за суть вещей. А тени эти были не чем иным, как искажением истины. Узники во тьме пещеры, не ведая света правды, существовали в чувственном бездуховном мире. Подлинная же реальность – это мир вечных идей, и путь к нему лежит через философию. От оков такого рабства освободились философы. Они постигли свет истины и оказались вне тьмы. Постигая свет истины, все свои стремления они обратили к наивысшей ступени познания – созерцанию божественного. Познав и его, они решили снова вернуться во тьму, в чувственный мир, в пещеру, чтобы вывести к свету истины своих собратьев. Философы, которые видели реальный мир, действовали во имя всеобщего блага.
Я был в восторге от придуманного Мариной Мирославовной столь простого способа передать глубокие мысли Платона! Для всей инсценировки понадобились холст, пара факелов, одна веревка и один прожектор. Гардероб состоял из нескольких черных накидок с капюшонами и двух белых рубашек. Все предельно просто! Марина Мирославовна любит Платона. Миф о пещере – самый знаменитый миф философа. Но кое‑что меня все же смущало, и, как оказалось, не только меня. Прийти к выводу, к которому я пришел, мне помог Юра. Согласна была с нами и Аня. Все действо было пронизано разделением на них и нас. Они были философами и видели мир реальным, мы же были узниками в пещере и видели мир искаженным, они были светом, мы тьмой. Старшие учителя и их старшие ученики – это духовность и философия, все остальные – это мы, узники чувственного мира. Они могут вывести нас к свету. Таким, как мы, пещерным людям, свойственно заблуждаться и сопротивляться. Ко всему прочему, я был еще и влюблен в замужнюю женщину, но с чувствами своими бороться не собирался.