LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Ночная Земля

Я читал, и текст Манускрипта подымал перед моими глазами Занавес, скрывающий немыслимое, не позволяющий разуму заглянуть в неизвестное. Нелегко было воспринять смысл неуклюжих и коротких предложений. Однако я не стану менять стиль: подобная лаконичность куда лучше моего собственного честолюбивого многословия способна открыть смысл того, что пережил старый Отшельник, обитатель исчезнувшего дома.

Мне нечего больше сказать об этом простом и незатейливом дневнике с его бесхитростным и незамысловатым рассказом о потусторонних и весьма необычайных материях. Дневник перед вами. И смысл его откроется каждому читателю – в меру способностей и желания. Тем же, кто сумеет не заметить в нем даже сейчас стоящие перед моими глазами картины того, что мы привыкли называть именами Рая и Ада, я обещаю просто захватывающее и ужасающее повествование, пусть для таких читателей Манускрипт останется всего лишь литературным произведением.

Наконец – чтобы потом не досаждать своим мнением – должен заметить, что не могу не считать представление о «Сферах небесных» иллюстрацией (чуть не сказал «доказательством») влияния наших мыслей и чувств на Реальность. Эта идея не ставит под сомнение существование Материи, но позволяет представить себе существование миров мысли и чувства, должным образом подчиненных схеме Творения.

 

Уильям Хоуп Ходжсон.

«Гланей Фион» Борм, Кардиганшир 17 декабря 1907 года

 

Горе

 

<Стансы эти я обнаружил на листе в формате фулскапа[1], вклеенном за форзацем Манускрипта. Судя по виду, лист этот был исписан карандашом еще до составления книги.>

 

Сжигает душу Скорбь.

Не ведал я, что мир,

Лежащий под Господнею десницей,

Способен породить змею моей тоски,

Что истекла, должно быть,

Из адской сердцевины обиталища людей.

Каждый вздох мой сделался стоном,

Сердце бьется в тенетах разлуки,

И мысль одна не покидает душу:

Нигде ни среди дня, ни ночью

Тебя я не увижу.

Только память осталась у меня

О той, которая была, которой больше нет.

Скитался я полночными тропами,

Повсюду возглашая твое имя,

Но не было ответа. И ночь

Отлилась в храм, и звездные

Колокола взрыдали обо мне,

Об одиноком среди толпы и людных городов.

Оставляя просторы земные,

Припадал я к отцу‑океану,

Моля его об утешенье и покое,

Но ни просторы с белой пеной гребней,

Ни глуби с безднами морскими

Не знали, почему нам суждена разлука.

И теперь я один в этом мире –

В мире, открытом мне когда‑то тобою, –

И терзается сердце, и рвет его мука.

В бездну, ждущую все живое,

Тебя забрала разлука –

В Бездну,

Где ничего не было и ничего не будет.

 

 

Глава I

Находка

 

Далеко на западе Ирландии лежит крошечная деревушка, что называется Крейгхтен, – уединенное местечко, расположенное у подножья отлогого холма. Вокруг простирается блеклая и совершенно негостеприимная пустошь, на просторах которой изредка можно набрести на руины давно заброшенного дома – лишенные крыши нагие каменные стены. Земля эта пустынна: мало кто селится в этом краю, где сама почва едва покрывает скалы, кое‑где волнистыми гребнями выступающие над поверхностью.

Однако, невзирая на здешнее уединение, мы с приятелем моим Тоннисоном решили провести здесь отпуск. Местечко это он обнаружил случайно в прошлом году во время долгого пешеходного путешествия, приведшего моего друга в угодья, радующие рыболова, – на маленькую безымянную речонку, что огибает окраины деревушки.

Я сказал, что у речки нет имени; могу лишь добавить, что ни на одной карте, к которой мне довелось обращаться, не смог найти ни потока, ни деревушки. Их словно бы никто не замечал; действительно, если следовать путеводителям, ни того ни другого как бы не существует. Отчасти это можно объяснить тем, что ближайшая железнодорожная станция, Ардрахан, располагается в сорока милях отсюда.

И вот однажды теплым вечерком мы с приятелем прибыли в Крейгхтен. Предыдущей ночью мы высадились в Ардрахане и заночевали в комнатах, снятых в почтовом отделении, а утром в добрый час отправились в путь, цепляясь за сиденья экипажа местной работы.


[1] Формат 34 × 42 см. – Прим. ред.

 

TOC