Противостояние
– А что тут мудрить? Видишь, ущелье хорошее. Отсюда дорога – переход границы и прямой ход на Гошту – его уже восстановили и Тангай – его мы еще не грохнули. Пулеметы здесь, здесь и здесь, остальные – широким фронтом по этому вот балкону. Сюда ставим МОНку – она рубанет их по ногам, завалит весь головной дозор. После чего свободная охота. Какой бы ни был караван – здесь мы будем на пятьдесят метров выше тропы. Минируем растяжками и картошкой[1] осыпь – ни одна сволочь не подберется. Так и забьем.
– А вытаскивать как?
– А смысл? Посмотрим чего там ценного из легкого, все подорвем – и руки‑ноги оттуда. Пришел – нагадил – отвалил. Все как всегда…
Пакистан, Пешавар. 23 сентября 1986 года
Барьялай был удачливым…
Удача была с ним всегда, по ней он не уступал даже легендарному Ахмад Шаху по прозвищу Масуд.[2] Только удачей можно было объяснить то, что в семьдесят шестом он свалился с дизентерией и не приехал в Кабул. А те, кто приехал – были расстреляны даудовской охранкой за подготовку исламистского государственного переворота. Бежать удалось тогда немногим – Раббани, Масуду… Еще ему. Он выжил и в страшные месяцы правления Амина – тогда людей хватали по одному подозрению, пытали, сбрасывали ямы с хлорной известью. Патологически жестокий и подозрительный Амин придумал новый, еще невиданный для Афганистана способ казни. Советские друзья поставляли старые самолеты Ан‑12 для афганской армии – сами‑то советские перевооружались на Ил‑76. Вот и загружали в просторный десантный отсек «аннушки» человек семьдесят, взлетали – а потом где‑нибудь над горными хребтами Гиндукуша открывали рампу. Это так и называлось – «десант». Однажды за малейшее неповиновение режиму в кишлак пришли войска, командовал которым дядя Амина – и сбросили всех мужчин – часть живых, а часть расстрелянных – в шахту. Барьялай уважал Амина – он был последним настоящим руководителем Афганистана, пусть и безбожником – не то, что сейчас. На Востоке уважают силу.
В Пакистан Барьялай попал в семьдесят девятом – первый год, когда беженцы из Афганистана хлынули в соседнюю страну не тонким ручейком – а полноводной рекой. Он уже был исламистом со стажем, полноправным членом запрещенной организации «Джаванан‑и‑муслимен»[3], по сути афганского филиала движения «Братья‑мусульмане» – и поэтому довольно легко выбился в люди, стал полевым командиром. В Пакистан его отряд – тогда от больше чем ста человек в живых осталось двадцать, их сильно потрепали вертолеты и самолеты‑штурмовики – вернулся четыре месяца назад. Здесь он пополнился новыми, прибывшими со всего света моджахедами, в чьих сердцах горело фанатичное желание убивать шурави, перевооружился – американцы как раз доставили новые гранатометы, автоматы АКМ египетского производства и «Стингеры» – и готов был вновь идти в бой. Сам же Барьялай наведался в банк в Пешаваре и с удовлетворением убедился, что американцы не обманули – его счет сильно пополнился. Еще один – два выхода, и он уйдет на покой, уважаемым человеком, купит несколько лавок, возьмет себе пару молоденьких жен и проживет остаток жизни в довольстве и спокойствии.
Последний выход Барьялая в Афганистан был не таким удачным как все предыдущие, он потерял в тяжелых боях почти весь свой отряд. Вышел он, в тот проклятый поход конечно же не для того чтобы воевать с шурави – последний дурак пойдет воевать с шурави. Шурави – это настоящая армия, с танками, с пушками, с вертолетами и самолетами. Попробуешь воевать с ними в открытую – ляжешь без вариантов, тебя просто размажут по скалам, не останется даже могилы. С шурави воевали в основном наемники, да конченные фанатики, которым промыли мозги в медресе. Вот они воевали, убивали и гибли сами – тысячами. Моджахеды же ходили воевать с афганцами, многие из них афганцами не были и не испытывали никакого сожаления вырезали кишлаки – а кто‑то настолько ошалел от крови, что воевал с собственным народом, с такими же афганцами как он сам. Они шли убивать, грабить, вырезать партядра[4], уничтожать учителей и врачей. Благословением Аллаха было, если на дороге попадется русский врач или учитель – за их головы платили очень много. Иногда вступали в стычки с отрядами афганской армии и царандоя – те бойцами были трусливыми… даже не трусливыми, просто многие считали грехом стрелять в своих братьев по крови. А вот прямых стычек с русскими моджахеды избегали и воевали всерьез только тогда, когда не было иного выхода, когда надо было защищать укрепленный район, когда выдалась возможность забить колонну, выпустить мины и ракетные снаряды по позициям шурави, или какое то другое дело – быстрое и относительно безопасное. Еще всерьез сражались с щурави племенные ополчения, с которыми не было договоренности о прекращении огня – но только на своей земле, и не за ислам, а за землю. В остальных случаях, столкнувшись с шурави, моджахеды предпочитали бежать.
Вся эта война держалась на деньгах – на больших деньгах, на деньгах потоком текущих из‑за границы от США, Китая и богатейших стран Персидского залива. Солдат правительственной армии и Царандоя получал в месяц жалование примерно полторы тысячи афгани. А если человек вступал в отряд моджахедов – то ему сразу в качестве пособия выдавали пятьдесят‑семьдесят тысяч афгани. И платили еще потом – от трех до пяти тысяч афгани зарплату. Если шурави научили тебя дефицитной специальности – снайпер, сапер, пулеметчик на крупнокалиберном пулемете – зарплата твоя будет больше в два, а то и в три раза, плюс к тебе приставят личную охрану. Специалисты, подготовленные шурави, ценились, часто моджахеды, заходя в кишлак, искали тех, кто отслужил в афганской армии и… нет, не убивали их, а предлагали пойти к ним в отряд и зарабатывать не в пример больше, чем можно было бы заработать честным трудом. Два года отслужил в народной армии – теперь два года отслужи в исламской. Вот так, на огромных деньгах и длилась эта война…
Барьялай понимал людей, видел их насквозь – только его звериное чутье и хитрость помогли во время его последней вылазки уцелеть. Все шло как обычно – подошли к кишлаку, через доверенных людей выяснили, есть ли тут партядро, кто из жителей кишлака активничает, кто не ходит в мечеть, кто посматривает в сторону новой власти. А потом окружили кишлак со всех сторон – и ворвались в него…
[1] Растяжка – граната с привязанной к чеке леской, это все уже знают. А картошка – это граната с выдернутой чекой, присыпанная землей или камнями так, чтобы спусковой рычаг на честном слове держался. Неосторожно ногой задел – взрыв.
[2] Масуд – счастливчик (дари).
[3] Джаванан‑и‑муслимен – мусульманская молодежь – запрещенная экстремистская организация, существовавшая в действительности. С нее по сути начиналось исламское сопротивление в Афганистане. Все – и Раббани и Хекматиар и Халес и другие прошли через нее.
[4] Партядра – одной из ошибок НДПА в Афганистане было стремление установить свою власть даже там, где ее не было никогда даже при короле и Дауде. С этой целью организовывались партядра, они посылались в кишлаки и уезды, тем самым создавая фактор раздражения для местных жителей и служа мишенями для духов. Если бы была принята более разумная политика – создать несколько укрепленных районов и оттуда действовать – потерь было бы намного меньше, и среди афганцев и среди русских – а моджахеды таких успехов не достигли бы. Но даже при всем при этом моджахеды на одного убитого русского теряли двадцать‑тридцать своих.