Школа ментального чтения
– Все зависит от времени и места. Если меняла входит в Храм молиться, а не торговать, то что в этом плохого? И если, выйдя из Храма, он перестанет плутовать и станет торговать честно, разве Бог не вознаградит его за это?
– В этой стране говорят: «Не обманешь – не продашь».
– Это так. В мелком бизнесе часто встречается взаимное надувательство. Но именно оно мешает большому делу. Прибыль возникает в результате комбинации нескольких ценностей. За каждой из них стоят хозяева. Комбинация прочна и развивается только на фундаменте их взаимной честности. Если имеет место обман, то комбинация рухнет. Кто‑то может остаться с прибылью, но она будет много меньше, чем была бы при успешно развивающейся комбинации.
– Мой жизненный опыт говорит о другом. Самые богатые люди – это чиновники, берущие взятки: чем выше пост, тем больше капитал. И без всяких комбинаций, тем более, без малейших остатков честности.
– В России это так. Но можно ли ожидать иного после варварского ограбления всех хозяев? Собственность объявили общей, и она стала ничьей. Ею стал распоряжаться правящий слой. Чиновник не может прямо присвоить часть общественного богатства. Но он может продать ее за взятку в несколько раз дешевле настоящей цены. Вот почему в столь одаренной природными богатствами стране столь нищий народ.
– Извините за нескромный вопрос. Большая ли доля вашего бизнеса падает на эту страну?
– Я не веду здесь никаких дел.
– Нет выгодных сфер приложения капитала?
– Почему же? Здесь можно делать большие деньги. Но не хочу отступать от своих принципов.
– Тогда что побудило вас устроить здесь одну из своих резиденций?
– Моя жена из России. Временами она тоскует по ней.
– Она не пыталась побудить вас помочь стране, разоренной бесхозяйственностью.
– Я бы и по своей инициативе помог симпатичному мне народу. Но увы, всякая помощь будет отфильтрована чиновниками так, что в итоге она лишь продлит существование системы, порождающей бесхозяйственность.
– Разве поставка дефицитных для страны лекарств, к примеру, не поможет людям?
– Практически нет. Ведь эти лекарства пошлют только в специальные больницы. Они бы и без того туда попали. Получив их в дар, чиновники сэкономили бы твердую валюту и израсходовали ее на лишние танки или военные самолеты.
– Насколько я понимаю, вы хотите заказать у меня портрет?
– Портрет моей дочери. Цену за работу назовите сами.
– Если она будет слишком высокой?
– Я ее заплачу. Впрочем, если она покажется мне выходящей за рамки допустимого, я без ложного престижа вынужден буду отказаться от ваших услуг.
– Почему вы обратились именно ко мне?
– Я наводил справки. Посещал выставки. Вы представляетесь мне лучшим портретистом. К тому же. я слышал, что вы не нуждаетесь в позировании. Говорят, вам достаточно бросить на человека несколько пристальных взглядов, после чего вы рисуете его по памяти. Мне бы хотелось сделать дочери сюрприз: подарить ей портрет на день двадцатипятилетия.
– Могу я на нее взглянуть?
– Она приедет завтра. Можете посмотреть фотографию.
Поподулос вынул из внутреннего кармана пиджака цветную фотографию и протянул ее Которскому. Тот долго всматривался в изображение, затем, положив фотографию на стол, закрыл глаза и на несколько минут погрузился в себя. Неожиданно он начал говорить, не поднимая век.
– У меня тоже есть свои принципы. Я никогда не беру заказы на портреты. Рисую человека только при сочетании двух условий. Во‑первых, ему необходимо привлечь мое внимание как личность. Во‑вторых, я должен проникнуть взглядом в его сокровенную сущность. Думаю, что ваша дочь может заинтересовать меня как художника. Разумеется, она очень привлекательная женщина, но я равнодушен к красивейшим женщинам мира. Чтобы прийти к более определенному выводу, я должен буду погрузиться в ее образ. Возможно, мне придется увидеть ее воочию, хотя это может быть и не обязательно. Все станет ясным после моего глубокого погружения в образ. Если я возьмусь за портрет, то вы увидите его по завершении работы. Только тогда я назову свою цену. Если она устроит, портрет станет вашим, если нет, он останется у меня. На досуге я решу, что с ним делать: оставить в своей коллекции или продать.
Которский умолк и открыл свои огромные глаза. Они, казалось, еще ранее, из‑под наполовину прикрытых век, были устремлены в переносицу хозяина. Тот, обычно невозмутимый и жизнерадостный, почувствовал себя выбитым из колеи. Внутренний голос говорил ему, что он, наверное, зря пригласил к себе этого человека. Поподулос осознавал, что почувствовал бы облегчение, отказавшись от дальнейших контактов с художником. Но, увы, честный бизнесмен, а им он был не только на словах, но и на деле, не мог отказаться от своего собственного предложения без того, чтобы противная сторона не дала на то повод.
– Может быть, вы уже сожалеете, что обратились ко мне?
Возникла долгая пауза молчания, после чего Которский продолжил.
– Люди порой испытывают некоторую неловкость в обращении со мной. Это естественно. Им не нравится, когда объективный и бесстрастный взгляд проникает на самое дно их души. Но что делать? Подлинный портрет иначе не создашь. Искусство требует жертв. Эта фраза банальна, но, тем не менее, истинна.
– Душа человека бездонна. Ее бесконечность доступна лишь взгляду, вдохновленному любовью. Она, как учит Евангелие, и есть Бог.
– В мире все двойственно. Как электричество не течет без разности потенциалов, так и токи жизни останавливаются, если отсутствует полярность Бога и дьявола. Я вижу человеческую душу целиком, не только в божественной, но и дьявольской ипостаси. Эту цельность я называю дном. Теряя дно, душа проваливается в бесконечность и растворяется в пустоте. Ей не вынести Нирваны. На такое способен лишь дух, притом далеко не всякий.
– Вашим рассуждениям не откажешь в логике. Однако не все измеряется ей. Душа тем и отличается от холодного ума, что она алогична.
– Нет, она логична. Но только ее логика отличается от логики ума.
– Вы не только великий художник, но и утонченный мыслитель. Портрет, написанный вами, оказал бы честь любому дому. Но знаете, чего я опасаюсь…
Которский вклинился в паузу.
– Того, что мое считывание души вызовет у вашей дочери неприятные переживания?
– Вы угадали.
– Если так, можете не опасаться. Мне будет достаточно увиденной фотографии. Я уже отпечатал ее в своей абсолютной памяти и могу нарисовать портрет, не видя оригинала. Будет ли написан портрет – покажет время. Но теперь вопрос о том – писать его или нет – исключительно мое личное дело. Я никому и никогда не позволял покушаться на свободу моего творчества.
– Вам нечем возразить, господин Которский.
– Тогда позвольте откланяться, господин Поподулос. Меня ждет мое искусство. Слыша его зов, я убегаю буквально опрометью.