SWRRF. 20?? Воспоминания из будущего. Книга третья
Были ещё материалы следствий и судов по делу о «Клубах спасения». Но материалы по довоенным следствию и суду здесь просто не удалось обнаружить. Наверняка, ссылка на них должна была храниться в материалах по начавшемуся было послевоенному расследованию. Соответствующее дело он без особого труда нашёл в базе Регионального суда. Но оно состояло фактически из одной фразы, что дело № такой‑то передано в Международный комитет безопасности, а его копия в Совет Безопасности Корпорации. Без каких‑либо ссылок на соответствующие разделы баз этих организаций. Самому попытаться что‑то найти в базах этих уважаемых организаций, было делом безнадёжным. Обращаться к друзьям «программёрам» по такому сугубо личному, но явно не самому простому, делу, он считал не удобным. И тем более обращаться куда‑либо с официальным запросом. К тому же он почему‑то был уверен, что, если бы была какая‑то реальная возможность найти такую информацию, ею давно воспользовался бы отец. Но сам он его об этом не спросил. Наверное, опять же из‑за уверенности, что отец этой информацией с ним сам обязательно поделился бы.
Мало что удалось найти и в архивах информационных каналов, действовавших в Городе до Войны, и в том или ином виде – сохранивших независимость и старое название, реорганизованных или кем‑то присоединённых, куда‑то «влившихся», – продолжавших сейчас здесь работать. Он нашёл немало похожих один на другой официозных репортажей сначала об охоте спецслужб за «опасными преступниками», затем с начавшегося было судебного процесса. Деда в этих репортажах показывали очень часто. Как же – «главный герой». Но ни в одной многочисленных попыток взять у него интервью он не проронил ни слова.
Где‑то, конечно, лежали материалы к репортажам и целые репортажи, которые «не пустили в эфир». Много чего тогда выкладывали в ещё достаточно популярных разных «соцсетях». И в «облачных сообществах» персональных криптоканалов, которые тогда быстро завоёвывали «информационное пространство». Но с тех пор и «железо», и «софт» этого самого «информационного пространства» самым кардинальным образом менялись не меньше пяти раз. Всякий раз при таком обновлении, вся информация, которую пользователи не пожелали переносить в новые информационные системы, конечно же, не уничтожалась, а как‑то там «упаковывалась» и где‑то там «откладывалась». И многое в принципе можно было бы найти. Вопрос, какими усилиями и «время затратами». Александр, конечно, попросил Эда в свободное время поискать «концы» этой информации, но на быстрые результаты не рассчитывал.
Было ещё море всевозможных старых носителей, собранных в разное время в Городе и хранящихся сейчас в Библиотеке. Но почти все они лежали пока «не обработанные». Александр и тут попросил Эда по мере возможности подключаться к обработке этих носителей. Но, зная «личные слабости» Эда, здесь вообще особых успехов не ожидал. «В свободную минутку» он сам брал что‑то наугад из этого массива на просмотр. Но это была попытка вычерпать море чайной ложкой. И делал он это чисто для самоуспокоения.
В такой ситуации полной неопределённости он счёл самой разумной тактику «случайного знакомства».
Но добиться успеха в применении этой тактики тоже оказалось не так уж просто. Хотя бы потому, что «просто познакомится» с кем‑то в Городе было крайне сложно. В Городе свято блюли права и свободы политики лояльной мультикультурности.
Множеством правовых актов было детально расписано, как ты мог внешне – в одежде, причёске, макияже, манере поведения и пр., – проявлять свою приверженность той или иной религии, принадлежность к тому или иному полу, возрастной или социальной группе, свои сексуальные или как‑либо иные предпочтения. Так же дотошно были расписаны действия, слова и выражения, которые могли бы оскорбить чьи‑то там чувства, убеждения и верования, или просто кем‑то расценены, как такое оскорбление или просто «не уважение».
Проблема начиналась уже при попытках просто к кому‑то обратиться. Ещё в те уже достаточно далёкие годы, когда здесь нарастал хаос, затем шла Война, в европейских странах уже тогда была выявлена фундаментальная проблема, над которой стали биться все правоведческие умы: как незнакомый человек должен обращаться к незнакомому человеку? Традиционные обращения, в течение веков и, даже, тысячелетий верой и правдой служившие многим народам, были однозначно всеми отвергнуты. В каждом из них более или мене явно читались половая, возрастная принадлежность, социальный и образовательный статус, принадлежность к какому‑то народу или какой‑то религии… Первое, сразу пришедшее многим в голову решение – обращаться просто «человек», – тоже скоро пришлось отвергнуть. То, что на одном языке звучало очень даже гордо, для носителя другого языка могло звучать, в лучшем случае, не совсем благозвучно. А заставить обращаться к чужестранцу не на своём родном языке, а на языке этого иностранца тоже было нельзя. Это могло унизить национальное самосознание. А скоро стали поступать многочисленные протесты из всевозможных обществ потомков инопланетян, эльфов, гоблинов, дельфинов, медведей и, даже, динозавров. А таких оказалось достаточно много. И иные грозили страшными карами, вплоть до инопланетного вторжения.
Вскоре пришлось отвергнуть и другое предложение: называть всех универсальным «индивид» или «личность». Не сняв проблему «много звучания» этих понятий на разных языках, это предложение вывело обсуждение на высокий уровень философских споров – что такое личность и что такое индивид, как они соотносятся, и использование которого из них более правомерно. А ту ещё скоро выяснилось, что особую популярность стала завоёвывать англоязычная форма одного из этих понятий – person. Но в сокращённом его варианте – «перс». Это обращение было привычно и удобно многомиллиардной армии любителей сначала компьютерных игр, а затем гэмблов. Но не успели вздохнуть с облегчением: нашли общепризнанное универсальное обращение, – как взвилась волна протестов борцов против игровой зависимости, электронных наркотиков. Тут уж нашла коса на камень. Огромная и при необходимости очень сплочённая международная армия геймеров подняла свою волну протестов в защиту своих «прав и свобод». Все страны накрыла череда политических кризисов. Едва парламент где‑то принимал закон, запрещающий обращение «перс», как массовые протесты заставляли этот парламент распустить и назначить новые выборы. Новый состав парламента отменял запрет на использование обращение «перс». Но ту выходили на улицы защитники этого запрета…
Наконец Международная конференция ведущих юристов мира порекомендовала «временное решение» этой правовой проблемы. Было признано допустимым любое из трёх «универсальных обращений»: человек, индивид, личность, – и на любом языке. Но рекомендовано было по возможности стараться обходиться вообще без обращений и использовать фразы вроде: «Извините за беспокойство, а не подскажете ли…» Допускалось также любое (из предложенных трёх) первое обращение, после которого Ваш собеседник мог Вас поправить, указав, как он хочет, чтобы Вы к нему обращались. Со своей стороны, Вы так же могли его проинформировать о предпочтительном для Вас обращении. И если Вы оба в предложенных вариантах не видели для себя ничего оскорбительного, ущемляющего Ваши «права и свободы», Вы могли продолжить беседу. Вы могли ещё три раза оговориться, обратившись к Вашему собеседнику, не так, как он пожелал. Он мог Вас ещё раз поправить, а мог и нет, но после Вашей четвёртой оговорки Ваш собеседник вполне мог привлечь Вас за оскорбление, нарушение его прав и прочее.
За прошедшие четверть с лишним века ничего кроме этого соломонова решения предложено не было. И Мировым правительством, и Евросоюзом оно было признано правовой нормой. И эта норма неукоснительно соблюдалась в Городе
Но ещё нельзя было и спросить абы о чём, чтобы не нарваться на обвинение во вмешательстве в личную жизнь и, опять же, в покушении на «права и свободы». Под запретом, например, оказались привычные англоязычное «how do you do» – за откровенное и беспардонное вмешательство в личную жизнь, – и русское «здравствуйте», как прозрачный намёк на плохое состояние здоровья или, по крайней мере, не очень свежий вид.