SWRRF. 20?? Воспоминания из будущего. Книга третья
Он, даже, посетил некоторые кафе «космического обслуживания» (хотя есть и пить там, конечно, ничего не стал). Это название они получили, когда только стали появляться четверть с лишним века назад, потому что претендовали на самое быстрое и невиданно сверхсовременно‑технологичное обслуживание. Как только ты садился за стол, из‑под вазы с цветами, окружённой всякими баночками‑скляночками со всякими приправами, выплывал бот‑уборщик в виде небольшой черепашки и проворно вытирал, как правило, и так уже чистый стол. На столе появлялось изображение меню, которое ты мог листать или лёгким движением пальца или командуя голосом. Как только ты завершал свой выбор блюд и напитков, – тыкая пальцем в меню на столе и читая нужное блюдо вслух, – бот‑черепашка появлялся снова, вытягивая из‑под сооружении в центре стола скатерть, которую быстро и проворно идеально ровно расстилал на столе. А уже через минуту к тебе подкатывал официант с твоим заказом. Подкатывал в прямом значении этого слова. Встреча с эти ботами‑официантами особо умилила его: сейчас таких редко где уже можно было встретить. Это были сервировочные столики, над которыми возвышался человеческий торс с немного длинноватыми руками (чтобы легко доставать до дальнего края стола) и миловидным улыбающимся лицом. Это сооружение перемещалось на телескопических ножках с колёсиками. Вообще расстояния между столиками и их расположение в таких кафе очень точно рассчитывались, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение по залу этих официантов. Но всё не предусмотришь: то посетитель вдруг неожиданно встанет прямо перед катящимся с заказом официантом, то кто‑то оставит в проходе выдвинутый стул… да мало ли что… В таких случаях, столик вместе с торсом официанта взмывал вверх на выдвинувшихся стойках, а сами эти стойки на своих колёсиках начинали выписывать причудливые пируэты. Как‑то и Александр решил пошутить над таким официантом, ещё тогда, когда был двенадцатилетним подростком. Он как бы случайно выставил ногу прямо под передние колёсики такому официанту, который спешил с заказом к соседнему столику. Сервировочный столик даже не шелохнулся, колёсики изящно обогнули его ногу, лицо официанта повернулось к нему с лучезарной улыбкой, и он осведомился, не побеспокоил ли он Александра. Отец тогда просто молча и строго посмотрел на него. Но вечером они с мамой устроили ему такую головомойку, что на всю жизнь отбили у него охоту так шутить над ботами обслуживания, да и ботами вообще.
Он не был любителем «шопинга» ни в каком виде, поэтому просто с улыбкой наблюдал, как иной раз кто‑то поднимался на небольшие балкончики магазинов «look@buy», на полтора‑два метра выпиравшие над тротуаром, становился перед витриной‑монитором, на который тут же выводилось его 3‑D изображение, и на этом изображении начинали меняться головные уборы, майки, куртки, штаны, обувь… Но даже здесь таких покупателей было не так уж много. В основном, перед этими витринами‑мониторами маячили неуклюжие устаревшие боты‑модели, на изображениях которых магазины и демонстрировали все свои потребительские соблазны. Многие из этих ботов вели себя слишком свободно, иной раз просто агрессивно. Хватали тебя вдруг за руку и хорошо ещё, если просто вежливо спрашивали: «Молодой человек, как вы думаете, мне идёт это платье?» – а потом вдруг смотрели на ваше изображение, восхищённо всплёскивали руками и начинали нести ерунду типа «как вам это идёт». Но иные вели себя совершенно запанибратски и, даже, по‑хамски. Хлопали по плечу и кричали: «Чувак, как я тебе в этом прикиде?!», – а потом тут же переключались на тебя и начинали уверять, что «в этом прикиде все тёлки твои» и нести тому подобную чушь, чуть ли не насильно заставляя тебя сделать покупку в этом магазине. Такие приёмы «привлечения покупателей» давно уже были запрещены во всех современных городах. Но здесь, видимо, нет. Здесь вообще было много таких архаичных странностей. Очень своеобразным было и само население Города.
Это было что‑то вроде социокультурного слоёного пирога, причудливо слепленного историей за последние полвека. Конечно, перед приездом сюда Александр постарался достаточно подробно познакомиться с основными событиями этой истории. Но ясное представление о ней получил только в беседах с «сэром Вольдемаром», после того, как они сблизились в прошлом году. Тот даже по‑своему, как историк, восхищался Городом, как объектом исследования. Оказалось, что помимо работы в Университете, которая не занимала много времени, управлением Библиотеки, которую он любил и посвящал ей большую часть времени, и собственным личным расследованием, похожим на то, что вёл здесь Александр, «сэр Вольдемар» участвовал в специальной программе исследования Города, как интересного исторического социокультурного феномена.
И в рассуждениях и пояснениях «Грозного Историка» этот феномен заключался в следующем
(Следующие пара десятков страниц некоторым могут показаться не очень увлекательными и, даже, занудными. Поэтому, если Вы не являетесь любителями всяких «исторических очерков», можете эти страницы пропустить. Но Автор обязан предупредить, что в этом случае многие события и персонажи, о которых будет рассказываться дальше, могут оказаться не до конца понятыми)
Территория современного Города была когда‑то историческим центром огромного мегаполиса, который простирался почти на две сотни километров в длину и более сорока в поперечнике. И в период его расцвета современный Город занимал меньше одной двадцатой территории того мегаполиса и составлял его Центральный округ. Его население (то есть, те, кто здесь именно жил, а не приезжал сюда убивать время в многочисленных офисах и конторах, шляться по магазинам и посещать развлекательные заведения) тогда было обычным для подобных мест – люди при больших деньгах и должностях: крупные чиновники и бизнесмены, – с небольшими вкраплениями высокооплачиваемой гламурной тусовки и остатками потомков коренных старожилов Города.
Первые существенные изменения в этом населении были, в общем‑то, тоже обычными для тех лет и подобных мегаполисов. Вызваны они были началом массового внедрения первых по‑настоящему надёжных и действительно высокопроизводительных «интеллектуальных» информационно‑вычислительных систем. Как везде, это привело к массовым увольнениям работников банков, бухгалтеров, менеджеров и прочих сотрудников коммерческих организаций, персонала торговых сетей, служащих социальных, коммунальных служб и иных государственных и муниципальных учреждений… Среди сотен тысяч рядовых работников низшего и среднего звена, оказались и несколько тысяч тех, кто занимал «ответственные и высокооплачиваемые должности»: ведущие специалисты, руководители филиалов, заместители и, даже, руководители отделов, департаментов и прочие…