LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Чекисты, оккультисты и Шамбала

Книга: Чекисты, оккультисты и Шамбала. Автор: Александр Андреев

Чекисты, оккультисты и Шамбала

 

Автор: Александр Андреев

Дата написания: 2023

Возрастное ограничение: 16+

Текст обновлен: 02.06.2023

 

Аннотация

 

Архивы ОГПУ и поныне скрывают множество тайн. Иногда некоторые из них выходят на поверхность.

Так, на рубеже двадцатых и тридцатых годов советские спецслужбы были одержимы исследованием оккультных учений. Спиритизм и гипноз, агни‑йога и дзен‑буддизм, даосизм и Гоэтия – всё необходимо было изучить и по возможности поставить на службу первому советскому государству. Занимались советские спецслужбисты в том числе и поисками Шамбалы.

В этой удивительной книге рассказано про то, как готовилась первая советская экспедиции в Тибет, с какими трудностями пришлось столкнуться при этом сотрудникам ОГПУ, как зарождалось научное исследование оккультизма в нашей стране.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

 

Александр Иванович Андреев

Чекисты, оккультисты и Шамбала

 

Знающим тайну Дюнхор Великое дает возможность созерцать мир и жизнь из Центра в бесконечность глазом Будды.

– А.Барченко

 

Истинно, время Шамбалы пришло.

– Н. Рерих

 

 

* * *

 

© Андреев А. И., 2023

© ООО «Издательство „Родина“», 2023

 

От автора

 

Имя А. В. Барченко (1881–1938) стало известно сравнительно недавно и сразу же привлекло к себе всеобщее внимание. Литератор, ученый‑парапсихолог, работавший в тесном контакте с В. М. Бехтеревым, и в то же время оккультист, последователь французского мистика А. Сент‑Ива д'Альвейдра, создавший в 1920‑е гг. в Петрограде эзотерический кружок «Единое Трудовое Братство» и пытавшийся организовать при поддержке советского правительства экспедиции в Афганистан и Тибет для установления связей с «братствами Шамбалы», якобы хранящими утерянную человечеством древнюю мудрость.

Искатель новых знаний, самоотверженный и целеустремленный, Барченко принадлежал к эпохе «героических 1920‑х» с ее богоборчеством, насильственным насаждением пролетарской культуры и в то же время великим энтузиазмом и безудержным экспериментированием во всех областях науки и искусства. Увы, он в полной мере разделил судьбу своего поколения. Арест в мае 37‑го поставил точку в жизни и исканиях этого необыкновенного человека, идеалом для которого служил погибший на костре Джордано Бруно.

Герои этой книги – А. В. Барченко и люди его времени – ученики, единомышленники, покровители, те, кто верил в возможность построения новой России на основе соединения науки и социализма и трудился ради этой цели. Впервые я попытался рассказать о них в статье «А. В. Барченко – русский искатель Шамбалы», опубликованной в 2002 г. на страницах петербургского альманаха «Невский архив». В том же году появилась и моя книга «Время Шамбалы. Оккультизм, наука и политика в Советской России», первая часть которой была целиком посвящена А. В. Барченко. По сути, это была попытка воссоздания его биографии по немногим уцелевшим документам и воспоминаниям.

Два года спустя эта книга была переиздана московскими издательствами «Яуза» и «ЭКСМО» под названием «Оккультист Страны Советов. Тайна доктора Барченко». Текст предыдущего издания был существенно переработан мною и расширен за счет включения новых материалов. Это, прежде всего, рассказ о сотрудничестве Барченко с В. М. Бехтеревым и бехтеревским Институтом мозга в Ленинграде и о его собственной биофизической лаборатории, созданной в 1923 г. в Красково под эгидой Главнауки Наркомпроса. В приложениях к книге я привёл несколько новых документов – краткий автобиографический очерк А. В. Барченко, отрывок из письма духовного главы хасидов И‑И. Шнеерсона о встрече с Барченко и чудом сохранившиеся 4 письма Барченко В. М. Бехтереву (1920–1923 гг.), обнаруженные мною в одном из петербургских архивов.

Публикуемая ныне книга – это переиздание «Оккультиста Страны Советов» с небольшой правкой, внесённой мною в Предисловие (Пролог) и Послесловие. В ней читатель найдёт практически всё, что нам известно сегодня об А. В. Барченко.

А. И. Андреев

19 сентября 2022 г.

С.‑Петербург

 

Пролог. О Шамбале, ее обитателях и искателях

 

Людям свойственно мечтать о более совершенном мире, чем тот, в котором мы живем. Вероятно, именно поэтому в далеком от социального благополучия западном обществе получил такое распространение в ХХ веке буддийский миф о Шамбале – Счастливой стране совершенных людей, затерянной где‑то в дебрях Центральной Азии. Известный культуролог и религиовед Мирче Элиаде, впрочем, считал, что тяга человека к мифам происходит из скрытого – «латентного» – желания «слышать истории» о происхождении миров и о том, что было «потом»[1].


[1] Eliade M. No souvenirs. Journal. 1957–1969. New‑York – London, 1977. P. 16.

 

TOC