До встречи в сентябре
Алексей пил чай. Его собеседник рассказывал все новости, которые знал… Причем это были новости весьма бытового характера. И тем неожиданнее оказалась следующая фраза:
– Леша, ты бы отменил поездку в Беларусь…
– Зачем?
– Да так..Обстановка не спокойная..
– Какая обстановка? У меня знакомый приехал с границы, их в отпуск отправили..Да и договор у нас подписан с Германией…
– Подписан ‑то подписан, а все ж..
– Я своих не видел давно..У меня там мать и отец…, – Алексей поставил кружку на стол.
– Я тебя предупредил.., ‑Иван Захарович тоже оставил кружку.
Они еще проговорили около сорока минут, но к теме войны не возвращались больше.
Потом, уже идя домой, он мысленно вернулся к тому разговору. Очень не хотелось верить, в то что война возможна..Хотя по сводкам в газетах уже большая часть Европы пылала… Сразу как‑то помрачнело все. Настроение у Алексея испортилось окончательно. Придя домой, он сел сразу за свои учебные заметки и попытался выкинуть мысли из головы. Потом посмотрел на отрывной календарь, который лежал у него на столе. Подумал, и оторвал листок календаря. До поездки оставались две недели…
На часах уже было 8 вечера. Алексей решил поужинать. На кухне он зажег примус, и поставил сковородку с картошкой. Из буфета достал пачку чая, поставил стакан и небольшой чайничек для заварки. Нашел еще пряники. Только сел за стол, как в коридоре раздался грохот, а потом женский визг. Алексей, чертыхнувшись, встал из‑за стола, и пошел в коридор. Выяснилось, что соседка из комнаты напротив уронила стоявший в коридоре старый шкаф. Алексей с подоспевшими мужиками поднял этот шкаф. Потом пришлось искать инструменты, так как при падение повредилась дверца и две полки. Когда все починили, Алексей вернулся к своему остывшему ужину. По радио объявили время‑ 21 час. Быстро поев, ушел в свою комнату. И опять вернулся к методичкам. Спать он лег около полуночи. Закончился еще один майский мирный день…
Сейчас надо добавить описание городка, в котором проживают наши ребята. Город находился под Москвой, но был настолько мал, что слово город было для него слишком громким. Недалеко находилась река, но тоже не сильно большая. Сам город состоял из одно‑и двухэтажных домов старой и новой постройки, а также деревенских домиков. Школа была не одна, но десятилетка имелась пока в единственном виде.. За последнее время были построены парк, два завода, кинотеатр, небольшой жд вокзал, появился институт, где готовили инженеров и прочих специалистов технической направленности. Жителей тоже было немного‑всего около трех тыс. В городе было много зелени. Очень много. Кусты сирени были посажены везде, почти у каждого дома. Так же много было цветов. Еще были библиотека, несколько магазинов, музей. В общем, тихий провинциальный городок, каких много по всему СССР.
Время до испытаний летело быстро… Утром, в понедельник,9А был занят подготовкой к экзамену. Девочки листали учебники, повторяли вопросы. А кое‑кто из парней писал шпаргалки. Школа стояла непривычно спокойная. Младшие классы ушли на каникулы, а остальные готовились. В понедельник приехала комиссия из Москвы и уже готовились принимать первые экзамены. Комиссия состояла из 5 человек. Алексей пришел в классный кабинет 9А и удивился. Шума не было. Ребята сидели за партами. При виде учителя все встали. А задние парты впопыхах прятали свернутые кусочки бумаги. Алексей сделал вид, будто не видел:
– Здравствуйте, ребята. Как вижу, вы время зря не теряете. Молодцы. Сегодня мы с вами повторим вопросы по химии. Далее вас ждут на русском языке и физике. После – у нас работа по стенгазете. И начнем понемногу собирать вещи.
Прозвенел звонок. Алексей достал журнал. У него были заготовлены вопросы по химии. Пробежав глазами по списку, остановился на фамилии Захарченко. Пока учитель выбирал, кого спросить, по классу ходила записка. Ира, не успела расспросить подругу о ее свидании с Генкой и поэтому отправила записку. Лена сидела на первом ряду второй парте, а Ира – на третьем ряду и второй парте. Записка шла по всем рядам и наконец достигла Лены. Та посмотрела, обмакнула перо и на обратной стороне записки ответила « На перемене расскажу, лучше повторяй химию, а то спросят.». Толкнула Сашу, соседа по парте и сунула ему записку. Тот передал на другой ряд. Алексей оторвался от журнала:
– Захарченко!
Ваня встал у парты.
– Вот тебе вопрос: Металлы в периодической системе Менделеева.
– К металлам относят те элементы, которые с физической стороны характеризуются непрозрачностью в твердом и жидком состояниях, особенным металлическим блеском, хорошею тепло‑ и электропроводностью, электроположительностыо, С химической стороны металлы ' характеризуются тем, что, во‑первых, с водородом пе дают прочных летучих соединений; во‑вторых, с кислородом все соединяются и дают окислы, называемые основными; окислы, соединяясь с водою, образуют гидрат ы окислов основного характера, т. е. по свойствам противоположного кислотным гидратам, образуемых неметаллами, или металлоидами. К металлам относят следующие элементы:
Натрий, Калий, Кальций, Стронций, Барий, Магний, Цинк, Алюминий, Хром, Железо, Свинец, Медь, Серебро, Золото, Платина, Ртуть Марганец, Кобальт, Со Никель, Олово,
– Хорошо. Молодец. Следующий у нас Ковалев. Так, тебе вопрос‑группа кислорода.
– К этой группе принадлежат следующие металлоидные элементы: кислород, сера, селен и теллур. Кислород – самый распространенный элемент на земле как в свободном состоянии, так и в виде соединений с другими элементами, в свободном состоянии он встречается в воздухе; из соединений его в наибольшее количестве имеется в природе вода, в которой кислорода 8 / 9 ч. по весу. Кроме того кислород встречается во всех животных и растительных организмах, а также в большинстве веществ, составляющих земную кору, где на долю кислорода приходится в среднем около 47%; так, например, в песке его 53%, в глине до 35% и т д.
– Так, отлично, вижу, что знаешь., ‑Алексей что‑то подчеркнул в тетради. Класс сидел в полной тишине. Ребята напряженно следили за учителем. Кто же следующий?.
– Лена..Получение и свойства озона.
– Озон может быть получен из кислорода, напр. при‑медленном окислении фосфора или скипидара, особенно же хорошо – под влиянием тихого разряда электричества па кислород или под действием на него ультрафиолетовых лучей. Озон – газ, обладающий характерным запахом, напоминающим запах хлора; в толстых слоях он синего цвета. При давлении в 150 атмосфер и при температуре – 112,3° озон переходит в жидкость темнофиолетового цвета. Твердый озон – черного цвета. При обычных условиях озон довольно постоянен, но при нагревании он переходит в кислород; при этом объем озона увеличивается, а плотность его уменьшается в 1,5 раза
– Тоже молодец. Садись.9А – вы меня радуете.– Классный руководитель встал из‑за стола., ‑Думаю, за химию можно не беспокоится. Теперь еще немного пробежимся по некоторым темам.
После Лены отвечали Коля, Саша, обе Кати, Ира. Все показали хорошие знания по химии.
Уже на перемене Ира подошла к Лене: