LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

До встречи в сентябре

После обеда Федя и Ваня встретились у здания ОСОАВИАХИМа. Часть их группы тоже была тут. Ребята уже познакомились друг с другом. Несколько человек было из 10 классов, кто‑то из вечерней школы, были комсомольцы с завода… Когда группа собралась вместе, тогда все прошли в учебный класс. На доске была уже написана и тема занятия: « Радиостанция РРУ. Устройство». Рассевшись по местам и открыв общие тетради, группа стала записывать лекцию. Преподаватель умел рассказывать очень интересно.

– Радиостанция переносная, ультракоротковолновая.., ‑начал преподаватель. Это был военный в звании капитана. Звали его Артем Иванович Никитин. Ему было поручено набрать комсомольцев на этот курс и заинтересовать, с чем он и справился. У уже ребят просто глаза горели, когда он показывал рации. И вот, как только капитан Никитин начал лекцию, кто‑то со всей силы забарабанил в дверь. Прервав себя на предложение, он открыл дверь. В кабинет влетело нечто растрепанное. В растрепанном нечто ребята с удивлением узнали сторожа Семена Дмитриевича. Тот с ужасом глядел на капитана и не мог даже слова сказать. Его трясло.

– Что случилось, Семен? ‑капитан обратился к сторожу по имени.

– Голова…..В подсобке… Отрубленная…

Ребята охнули. Капитан, схватив фуражку со стола, побежал в подсобку, приказав остальным оставаться на месте. Дверь в подсобку была распахнута, заглянув туда, капитан сначала ничего не увидел, но зайдя внутрь заметил что‑то в углу. Это и впрямь была человеческая голова, правда ненастоящая. Выполнена она была очень искусно, и не удивительно, что сторож так перепугался. Осмотрев голову, заметил, что внизу была прикреплена небольшая бирка. Надпись на бирке гласила: « Экспонат принадлежит медицинской амбулатории». Вынеся голову из подсобки, капитан показал ее перепуганному сторожу, чтоб тот сам убедился, что это все лишь муляж:

– Я ее забираю, верну на место, а то мало ли что..

Сторож перекрестился :

– Забирайте вы ее хоть куда…

Вернувшись к своим слушателям, капитан показал голову и рассказал, из‑за чего весь шум. Федя и Ваня заинтересованно уставились на муляж головы. Им пришла интересная идея, как это можно использовать. Капитан заметил интерес в глазах парней к этой голове и тут же убрал ее в небольшой шкаф, стоявший за его спиной.

– Продолжаем, ребята, ‑начал капитан, ‑ранцевая радиостанция, с диапазоном частот от 33,25–40,5 мегагерц.

Конструктор радиостанции Владимир Иванович Немцов. Разработка рации началась в 1937 году, а в 1938 уже начала поступать в войска. Антенное устройство штыревого типа (4 колена и метелка) высотой 1,65 м.

Противовесом является изолированный провод длиной 1,43 м, крепящейся к колену радиста.

Дальность действия: на сильно пересеченной местности и в лесу до 2–2,5 км; на ровном открытом месте – до 4–4,5 км.

При подъеме над поверхностью земли на 3–5 метров дальность значительно увеличивается. Подробнее будем изучать позже, а сейчас уже занятие заканчивается..

Капитан попрощался с ребятами, забрал голову и ушел. Группа вышла из здания. Никто не расходился, все обсуждали произошедший случай. Федя и Ваня отделились от ребят. Ваня на лекции не успел зарисовать схему рации и поэтому взяв тетрадь у своего друга, отправился к ближайшей скамейке. Федя уселся рядом:

– Как тебе занятие сегодня?

– Мирово..Капитан‑мужик что надо..Что у тебя схема кривая‑то?, – Ваня с трудом разбирался в Фединых каракулях

– Рисую как могу. Ты же знаешь, у меня с рисованием всегда не очень получалось.

– Нам бы руководство по этой рации раздобыть. Да только нам его не дадут.

Дорисовав схему, ребята отправились по домам. Надо было готовится к остальным экзаменам.

Пока Федя с Ваней постигали азы военной науки, весь остальной 9А в парке мороженым отмечал первый сданный экзамен. Ребята заняли несколько скамеек, шутили, смеялись. Вообще, в этот день школьников в самом парке было достаточно много. Переводные экзамены были не только у 9А…

Девочки ели мороженое и разговаривали. На этот раз о поездке. Некоторые еще никуда не ездили и поэтому предстоящее мероприятие было сильно ожидаемо.

– Слушайте, на поезде же поедем..Я впервые вообще выеду за пределы нашего города, ‑Лена смотрела на подруг.

– Я уже была в Беларуси, под Минском деревня у моих родственников, ‑Оля посмотрела на девочек.

– Вы пишите сюда, как доехали, как у вас дела, ‑Катя, доедая мороженое, попросила Лену и Иру.

– Да напишем, конечно же. Хотя, думаем не одни мы писать будем..У нас есть один писатель…, ‑Ира с намеком посмотрела на Катю.

– Это ж какой еще писатель? ‑Оля посмотрела на Иру.

– Да так..

– Что за тайны еще, ‑Оля не отставала от подруг.

– Да ухажер у нашей Катьки появился…., ‑ляпнула Ира.

– Ухажер‑писатель?

– Да нет, это мы его так прозвали, – пыталась выйти из щекотливого положения Ира и не выдать Колю.

– Так вы его видели! Катя, как его зовут?, – Оля с горящими глазами стала допытываться и Катю.

Тут подошли Игнат и Ахмед:

– Девчонки будете еще мороженое?

– Да, конечно..Спасибо!, ‑Лена встала со скамейки

– Девчонки, физику сдали, можно отдыхать, ‑Игнат подошел к ним с кругляшами мороженого.

– Какой отдыхать, много еще экзаменов, ‑Ахмед потряс Игната за плечи и с хохотом от него отскочил.

Игнат, отдав девочкам мороженое, побежал за Ахмедом. Оля попыталась вернуться к прерванному разговору, но девочки уже перешли на тему экзаменов.

Весь 9А разбрелся по парку. Теплая погода позволяла гулять хоть до вечера, чем ребята и пользовались. Волнение от сдачи физики осталось позади.

Коля сидел на скамейке с Лешей и Семеном. Разговор шел о военном училище в Подольске. Как выяснилось, что они после окончания школы в следующем году собираются туда поступать.

– А в какое именно? Там вроде два‑ артиллерийское и пехотное.., ‑Коля посмотрел на ребят.

– В артиллерийское..

– Постойте..Туда вроде Федька с Ваней собрались?, ‑недоуменно обернулся Коля к ребятам.

– Ну да… но мы пока определяемся..

– Ясно..Но школу надо закончить с хорошими оценками.

– Мы знаем.

– Кстати, куда эта пара делась?

– Да они в ОСОАВИАХИМе на занятиях, ‑ответил Семен.

TOC