До встречи в сентябре
– Особенности развития капитализма после реформы. В первые десятилетия после реформы капитализм развивался медленно как в промышленности, так и особенно в сельском хозяйстве. По сравнению с другими капиталистическими странами Европы и Америки царская Россия отличалась крайней технически‑экономической отсталостью.
Царская Россия, одна из последних в Европе …..
Потом положил учебник и стал читать уже про себя..Закончил повторять уже поздно вечером на теме правления Николая Первого и начале стачечного движения 90 годов.
Когда уже ложился спать, вспомнил, что завтра нужно в райком комсомола. Там читали лекцию о работе с пионерами и октябрятами. Пришлось встать, завести будильник на 7 утра. Но уснуть не получалось. Из головы не выходили слова Кати о том, что они потом не увидятся. « С чего она это взяла? Что за мысли такие?» ‑Коля ворочался, мысли никак не уходили. Уже во втором часу ночи он уснул.
Не до сна этой ночью было и Генке Гвоздю. Почти весь вечер он провел у дома Лены. Окно ее квартиры выходило во двор. Поэтому он прошел на скамейку и там просидел. Лена была дома. Это он видел. Но почему‑то не вышла к нему. Вот это его и сбило с толку. В парке она тоже к нему не подошла. И вот теперь он ворочался, пытаясь понять такое поведение. Утром решил еще раз попытаться выяснить причину такого поведения. Он тоже, как и Коля, уснул только во втором часу ночи.
Самого Генку Гвоздя считали хулиганом, приписывали всякие нехорошие поступки. Но на самом деле такого не было. Учился он хорошо, правда, было на его совести пара драк, а еще он носил кепку и полосатую рубашку, и по такому виду его и принимали за хулигана.
Не спалось и учителю 9А Алексею. До ночи сидел он, составляя списки для родителей. Потом писал на бумажках адрес правления колхоза, адрес председателя, номер почты. Эти бумажки надо завтра выдать родителям отъезжающих ребят. В итоге тоже лег спать за полночь.
Короткая летняя ночь вступила в свои права. Город заснул. Погасли окна домов. Только фонари на улице продолжали светить как обычно. Где‑то на окраине города опять зазвучала гармошка. Каждую ночь в одном и том же месте раздавались ее звуки. Причем то грустные звучали, то веселые. Какой‑то неизвестный гармонист таким образом выражал свое настроение. Как только умолкала гармошка, свою мелодию заводили сверчки и кузнечики, а с реки им подпевали хором лягушки. Ночной концерт заканчивается под утро, а там на смену вступают певчие птичьего мира. И так каждые сутки. Но в эту ночь тишину городка нарушил новый звук. Где‑то около 3 часов ночи (или утра),когда сверчки и кузнечики закончили свое выступление, а пернатые еще не начинали, вдали что‑то загудело. Сначала гул был тихий, как‑будто завод подавал сигнал на работу, но потом шум начал нарастать. Через 10 минут от гула задребезжали стекла в окнах. Гул шел по нарастающей. Город проснулся. Люди выходила на улицу, пытаясь понять, что происходит. Гудело все сильнее. Кто‑то посмотрел на небо:
– Смотрите! Да вверх посмотрите!
На крик все подняли головы‑в небе летели самолеты. И не один. Они летели по трое. И тройки не кончались.
Мужчина, который первый увидел их, заметил :
– Бомбардировщики..
Да, в ночной тишине летели бомбардировщики..По мере удаления гул стихал, но взбудораженные жители не спешили по домам. Такое количество пролетающих самолетов они видели впервые.
Алексей наблюдал пролетающие самолеты из окна. Его соседи тоже проснулись. Кто тоже у окна смотрел, кто‑то вышел на улицу. И сразу же на Алексея нахлынуло то противное чувство, как тогда, после разговора с лодочником.
Не слышно подошел инженер. Тоже посмотрел на самолеты:
– И как вы думаете, Алексей Иванович, к чему это все?
– Учения..Маневры.
– Ну это понятно..Правда, в таком количестве их еще не летало…
Алексей не ответил. Впервые сомнение о целесообразности поездки закрались ему в голову. Но тут же другие мысли пришли. Ведь их там ждали, столько людей и средств было задействовано ради ребят. Нет, поездка будет. Испытания закончатся и ребята поедут.
Наконец, все стихло окончательно. Люди ложились досыпать. Постепенно возвращались и другие звуки в природу. Только один человек в эту ночь больше не уснул. Это лодочник, сосед Алексея. Он ночевал на лодочной станции и пролет самолетов видел отчетливо. Когда они улетели, он еще долго стоял на причале и курил…
На утро все разговоры сводились к ночному происшествию. Самолеты обсуждали и на заводах, и в магазинах, и просто дома, с соседями. Не остался в стороне и 9А, который пришел в школу на очередной сбор. Ждали Колю, который ушел в райком комсомола. Он должен был потом рассказать классу о лекции и вынести основные тезисы. А пока он не пришел все обсуждали самолеты. Девочки охали ‑ночной шум их порядком перепугал. Зато ребята с огнем в глазах перебирали варианты :
– ТБ похоже летели..
– Какие ТБ..Не похожи, ‑Семен спорил с Лешей и Игнатом.
– ДБ‑3..Вроде..
– СБ‑2…
– Да нет..Новые какие‑то..
– А видели, как их много пролетело, – Федя обернулся к парням.
– Либо учения, либо новые с завода перегоняли, ‑Ваня спокойно ответил другу и уткнулся в учебник истории.
Алексей вошел в класс, когда спор шел уже не шуточный. Марку и тип самолета так никто и не определил. Послушав ребят, учитель прошел к своему столу. Минут десять он что‑то писал и в споры ребят не вмешивался. Потом, когда шум перешел всякие пределы, он постучал указкой по доске:
– Немного можно потише? Я понимаю, ночь была у всех интересная, но кричать на всю школу‑это перебор. Замечание касается мальчиков. И по поводу вашего спора‑самолеты новые, ПЕ‑2 или пикирующий бомбардировщик.
Класс изумленно замер. Федя с Ваней переглянулись:
– Алексей Иванович, а откуда..
– У меня товарищ 1 мая в Москве на параде был и видел эти машины в воздухе..Теперь на этом спор считаю оконченным.
Шум в классе прекратился. Все занялись своими делами. Кто‑то готовился к истории, кто‑то до упаковывал книги. Коля пришел минут через 30.Поздоровавшись с учителем, он обратился к классу:
– Я только что из райкома комсомола. Нам на лето поручено несколько важных заданий. Сейчас я зачитаю список. Потом мы все обсудим. Так, первым делом нам поручена работа с двумя пятыми классами. В июле нужно провести один поход с палатками за город, одну военно‑спортивную игру, несколько экскурсий. Кто берет? Вопрос к тем, кто не едет.
– Я могу организовать поход, ‑поднял руку Артем Ковалев
– Так, значит я тебя пишу.‑Коля отметил у себя на листе бумаги.
– Мы с Лизой можем организовать экскурсии, – встала из‑за парты Зоя.
– Я, Алексей Иванович, тоже еду‑Лиза посмотрела на Зою.
