До встречи в сентябре
Ира с Леной прошли на небольшую кухню и огляделись. У окна стоял круглый столик, на стене несколько полочек с баночками, в углу‑ плита угольная. Стол покрывала красивая белая скатерть, стояла вазочка с цветами. На окне‑ красивые занавесочки. Девочки присели на стулья. Катя, переодевшись, прошла в комнату к маме.
– Мам, как ты сегодня себя чувствуешь? Девочки пришли помочь..Мне неудобно было отказываться… Сейчас я чайник поставлю..Ты ела сегодня?
– Катенька, все хорошо, я только на немного прилегла, ты иди к гостям..Я сейчас выйду.
Катина мама встала с кровати, чуть постояла, накинула платок на плечи и вышла из комнаты.
В это время на кухне девочки уже хозяйничали во всю. Ира мокрой тряпкой протирала пыль, Лена вымыла пол и посуду, Катя накрывала на стол. Там уже стояли тарелки для супа. Ира, увидев стоявшую на пороге кухню Катину маму, едва не выронила тряпку.
– Здравствуйте… Мы вот тут пришли помочь.
– Здравствуйте, здравствуйте, девочки… меня зовут Ольга Павловна… Спасибо за помощь..Катюш, ‑обратилась она к дочке‑я сейчас принесу к чаю печенья..
Ольга Павловна ушла в комнату. Девочки к этому времени уже успели навести порядок на кухне. Когда мама Кати пришла с вазочкой, полной печенья, везде уже было чисто, а девочки чинно сидели за столом. Ольга Павловна поставила вазочку и присела за стол. Суп сварила Катя. Вскоре все дружно обедали. За чаем девочки рассказали Ольге Павловне о принятом решении о помощи Кате, о химии. Катя, немного помявшись, решилась рассказать маме о поездке:
– Мам, у нас после переводных экзаменов поездка в белорусский колхоз намечается …Едем всем классом..Я мама, тебя не хочу оставлять..
Катя не договорила, так как в дверь постучали. Ира встала со стула и подбежала к двери. На пороге стояли их классный учитель и незнакомый пожилой человек с небольшим чемоданчиком. Увидев их, Ира растерялась и отошла в сторону :
– Здравствуйте..
– О, девочки здесь..Молодцы..Мы зайдем? Кстати, вот врач, которого я вам обещал.
Ира отошла от двери, учитель и врач вошли в квартиру. Из кухни вышли Катя с мамой. Ира представила вошедших:
– Это наш учитель Алексей Иванович… И врач..
Алексей подошел к Ольге Павловне:
– Здравствуйте.. Извините за такое вторжение..Я вам привел врача, он вас посмотрит. Просто девочки рассказали, что вы болеете сильно и вам нужна помощь..
Ольга Павловна растерянно посмотрела сначала на девочек, потом на стоявших учителя и врача. Катя подошла к маме.
– Мам! Соглашайся, пускай врач посмотрит…
– Ну хорошо… Проходите пожалуйста в комнату, а ты, Катюш,,проводи вашего учителя на кухню и налей чаю.
Алексей прошел на кухню, девочки тут же поставили чашку с чаем, пододвинули печенье.
– Алексей Иванович, мы еще химией хотим сегодня позаниматься, принесли учебники.
– Хорошо, тогда после врача, если мама Кати позволит, позанимаетесь. Сейчас дождемся результата, а пока Катя скажи нам, по какой теме у тебя проблемы.
– Я немного не поняла последнюю, которую на уроке изучали, по металлам, а точнее ряд напряжений металлов.
Ира взяла из сумки учебник, раскрыла на нужной теме и подошла к Кате:
– Давай помогу. Сейчас я на небольших примерах тебе покажу объяснение, потом разберем задачи.
Девочки убрали со стола и положили учебник, вытащили ручки и чернильницы, несколько листов бумаги. Алексей пододвинулся поближе. В это время подошел врач и позвал Катю, она, отложив ручку, вышла из кухни.
В коридоре доктор обратился к Кате:
– Катюш, твоей маме нужно лечь в больницу, ей нужно лечение. В больнице она поправится, здесь же, без присмотра врачей, может все плохо кончится. Ей нужно будет лечь на 3 месяца, но это предварительно. За это время она спокойно пролечится и тогда вернется домой, уже здоровой.
Катя растерянно смотрела то на доктора, то на маму, которая, кутаясь в платок, тоже вышла в коридор. Ольга Павловна подошла к дочери:
– Катенька, так лучше будет… Ты уже большая, по хозяйству справишься, да и подружки помогут. А я пролечусь, вернусь потом домой. Ты лучше помоги мне вещи собрать. Хорошо?
– Хорошо, мам, я только сейчас девочкам скажу.
Катя прошла в кухню, где учитель с девочками обсуждали тему по химии. На столе лежал раскрытый учебник, листочки уже были исписаны примерами и решениями химических формул, учитель что‑то писал на очередном листочке химическим карандашом. Когда Катя вошла, девочки посмотрели на нее, а учитель встал:
– Что случилось, Катя?
– Маму в больницу хотят положить..‑и Катя всхлипнула. Учитель обнял Катю, девочки тут же предложили воды. Ира подсела к Кате:
– Кать, мы тебе поможем, будем приходить после школы к тебе, заодно поможем с химией.
***
Пока девочки сидели у Кати, мальчики собрались снова на реке на своем месте. Вернее только часть класса. Кто в библиотеке сидел, кто по делам, у кого ‑то дома работа нашлась. Все остальные сидели на берегу и готовились к экзаменам. Провести проверку знаний решил Коля, а ребята поддержали своего комсорга. И вот они по очереди решили погонять друг друга по вопросам. Коля обратился к парням:
– Так! Первым у нас идет физика. Сейчас здесь нас 14 человек, я задаю каждому по вопросу. Потом с теми вопросами, на которые не ответим, тут же разберем и заучим..Первый вопрос идет Игорю‑закон Гука. Игорь, ты можешь рассказать?
Игорь встал с травы и вышел на середину, что бы все ребята слышали и видели его.
– Закон Гука..Деформация, возникающая в упругом теле, пропорциональна приложенной к этому телу силе..Вроде правильно?
– Так..Все верно, молодец, теперь следующий вопрос Леше. Что такое удельная теплота плавления?
Леша Смирнов в это время отвлекся на разговор с Костей и поэтому вопрос Коли загнал его в тупик. Коле пришлось повторить еще раз вопрос. Леша почесал голову, посмотрел на ребят, которые теперь все на него и смотрели:
– Удельная теплота плавления ‑это количество теплоты, которое необходимо сообщить одной единице массы кристаллического вещества в равновесном изобарно‑изотермическом процессе, чтобы перевести его из твёрдого (кристаллического) состояния в жидкое (то же количество теплоты выделяется при кристаллизации вещества).
Единица измерения – Дж/кг.
Коля что‑то пометил на листочке и посмотрел на Лешу: