До встречи в сентябре
– Молодец, ответ верный. Сейчас еще с остальными вопросами разберемся и по домам. Уже восьмой час.
В это время пришли Ваня и Федя. Оба несли по толстой стопке книг и журналов. Ребята их увидели и встали. Коля отложил листочки и учебник, подошел к ним.
– Вы библиотеку всю вынесли, что ли? Можно посмотреть? И кстати, мы тут физику повторяем. Завтра так же после уроков собираемся здесь..
Федя подал Коле стопку книг. Там были советская военная энциклопедия в двух томах, наставление по стрелковому делу, «Война и мир» Толстого, несколько журналов «Смена» и «Вожатый». Коля взял один том энциклопедии и пролистал. Отложил на небольшой пенек и взял «Смену». Повернулся к Феде:
– Слушай, я возьму у тебя журнал и энциклопедию, верну к выходным. Хочу кое‑что почитать…
Федя кивнул головой:‑Бери, я не против, я по литературе пока Толстого почитаю, а то с сочинениям у меня проблемы последний раз были.
Коля взял книги и крикнул ребятам:
– Все, можно домой! И не забудьте, завтра после уроков здесь же!!
Ребята разошлись по домам.
Коля, придя домой, сразу положил книги на стол. Мама опять была на смене. Пройдя на кухню, увидел тарелку, накрытую крышкой от кастрюли‑это был его ужин. Рядом на столе лежали деньги, которые мама давала ему в школу, а также записка, в которой было написано «Сынок, ужин на столе, денежки тебе на книги, я на смене, приду завтра утром, отец в командировке в Горьком, не успели тебе сказать.». Прочитав записку, аккуратно сложил и положил на свой стол рядом с книгами. Поужинав, Коля взял «Смену», нашел статью про экзамены на 5 странице и увлекся..Решил завтра эту статью зачитать в классе, потом на 23 странице обнаружил заметку про аэростаты заграждения, а в конце слова новой песни. Отложив журнал, открыл энциклопедию, взял ручку с чернильницей и тетрадь, но посмотрев на часы, лег спать. На календаре был май, самый трудный в плане учебы месяц..
Кате, наоборот, не спалось. Маму увезли в больницу и в квартире стало тихо и уныло, без мамы дом осиротел и Кате очень хотелось плакать..она встала с кровати, зажгла настольную лампу и подошла к окну. На улице было тихо, где то в окошках редко просвечивали огоньки, зато хорошо было слышно птиц, кузнечиков..Закончился день, принесший Кате одно расстройство. Она посмотрела на учебники, на мамин платок и не выдержала‑заплакала, прижимая к себе платок. Через некоторое время, вытерев слезы, все таки легла в кровать.
Утро пятницы началось у всех одинаково‑по городу раздался пожарный сигнал и опять пожарная машина практически летела, но только уже к магазину школьных товаров. Магазин располагался в небольшом одноэтажном здании дореволюционной постройки. Раньше там была лавка какого‑то купца, торгующего тканями. Теперь продавались товары для школы. Учебники, книги, чернила, перья, промокашки, тетради… И вот теперь из окна магазина валил дым. Недалеко уже стояла толпа людей. Пожарные быстро провели рукав от пожарной колонки к магазину и стали тушить огонь внутри здания. К заведующему магазином подошел участковый и стал расспрашивать о случившемся. Выяснилось, что очередной поджег. Алексей, проходивший мимо, вдруг заметил в толпе двух своих учеников, которые должны идти были на уроки. Это были Ваня с Федей. Учитель свернул с тротуара к магазину и стал подходить к людям, которые все не расходились. Ребята пока не его не видели. Они о чем‑то спорили. Люди выдвигали разные версии пожара‑от поджога до замыкания. Алексей подошел поближе к своим ребятам:
– Так! Что мы тут делаем? У вас через 10 минут литература, а вы тут гуляете,…Бегом в школу, ну что такое в самом деле?
Федя с Ваней посмотрели на учителя :
– Понимаете, кажется мы видели поджигателя..Когда шли мимо магазина…
– Значит, сейчас я с вами иду к Григорию Иванычу, вы ему все рассказываете, а дальше мы идем в школу… вместе… И не думайте удрать.
В это время Григорий Иванович вместе с командиром пожарного расчета осматривал помещение магазина. Они осмотрели пожарный выход, прилавок и стеллажи. Алексей вместе с ребятами подошли ко входу. Григорий Иванович, вытирая руки ветошью, подошел к ним. Протянул руку учителю:
– Здравствуй..Что, опять твои ребята что‑то натворили?
– Да нет, рассказать хотят. Вроде поджигателя они видели..
– Я сейчас карандаш с бумагой возьму, попробуем описание составить. Ну, пацаны, рассказывайте.
Ваня начал:
– Идем мы около половины 8 утра. Решили сократить дорогу и пройти дворами. Около голубятни во дворе дома 7 прямо за магазином какой‑то тип прятал банку. Вроде не взрослый, больше похож на школьника. И одежду снял. Вернее рубашку. Все.
– Ну что, проверим. Можете идти. А мы сами разберемся.
Алексей вместе с ребятами пошли в школу. Урок литературы уже шел. Уже стоя у двери он повернулся к Феде и Ване:
– Значит, сейчас идете в классную комнату, на литературу можете не идти. Я Зое Михайловне сам расскажу. Но на других занятиях чтоб были. После уроков‑сбор.
Ребята вошли в школу и пошли в классную комнату. Учитель поднялся на второй этаж к кабинету литературы. Зоя Михайловна рассказывала 9А о Чернышевском. Постучав в дверь, Алексей приоткрыл ее и вошел в класс. Он поздоровался с удивленными ребятами и рассказал учительнице литературы, что Федя с Ваней были с ним по делам в обкоме комсомола. Потом повернувшись к классу сказал:
– Сегодня сбор после уроков. Срочный. Быть всем.
Алексей вышел из кабинета и отправился в учительскую. Мысленно продумывал тему занятия: «Надо сегодня срочно поговорить со своими об поджогах». У Алексея из головы не выходило описание поджигателя, которое дали ребята. В учительской он хотел почитать методички, которые недавно прислали в школу, но даже читать не мог. Посидев минут 20 над ними, встал, взял одну из методичек и пошел на улицу. Там у школы было несколько скамеек деревянных. Скамейки были красивые, с резными спинками. Их сделал школьный плотник, мастер на все руки Илья Никанорыч. На одну из этих скамеек и сел Алексей. До первой перемены еще оставалось минут 15.Потом у ребят физика, история и геометрия. Сбор после уроков. Мысли опять вернулись к поджигателю. Городок уже весь стоял на ушах. Таинственного поджигателя не могли найти уже 2 недели. А горели уже склад, магазин, небольшие технические мастерские. Хорошо еще обходилось без жертв.
Раздался звонок. Сразу по лестницам школы как ‑будто речной поток зашумел. Захлопали двери кабинетов. Школьники бежали на улицу. Погода не давала сидеть в школе. Алексей поднялся со скамейки и пошел в классную комнату 9А. Сам 9А собрался на перемене около окна и обсуждал срочный сбор и задержку ребят.
– Наверное, опять что‑то натворили…
– Они же обещали больше не влезать в истории, ‑Ира отошла от подоконника.