Исповедь Призрака. Премия им. Ф. М. Достоевского. Игра в Иную Реальность
– Это был один из сценариев Будущего, приводящий тебя к досрочному возвращению в Небо. Но твои молитвы услышали, Пространство стало меняться, каждое звено цепочки рушилось, одно за другим. А началось, казалось бы, с маленькой детальки – премьер‑министр не приехал на открытие кое‑чего. В итоге человек, который собирался лететь с тобой в Венецию… Ну, ты не помнишь? И жила ты там со своей делегацией в Патриаршем подворье. Кстати, твоя фотография, которую сделал куратор поездки из Бари… Казалось бы, обычная фотка девушки у осеннего моря на фоне Башни Монополи, а в итоге – новая цепочка событий, образованная в результате ломки предыдущей, могла бы привести тебя к совершенно иной судьбе.
– Могла бы? Ты говоришь загадками, Рэй. Что случилось потом?
– То, что ты написала в записке Николаю Чудотворцу. Люди формулируют желания вкривь и вкось, а те имеют особенность сбываться в точном соответствии с формулировками.
– Я не видела своего желания, Рэй. Она, то есть я, бросила записку уже скомканной, написанную заранее.
***
Урануполи, Афон, Греция
– Алиса, не надоело ещё отдыхать? – воскликнул отец Кирияки, обнимая меня у своего прилавка, когда я возвращалась с очередного чтения акафиста на границе. – Может, поможешь мне поторговать мороженым? Так, гляди, и принца своего встретишь?
– Принцы хороши до того момента, пока не берут тебя замуж! – засмеялась Кирияки. – Молись Николаю Чудотворцу, он даже бесприданниц пристраивал!
– Да, – кивнула я, – в Бари его изображают с мешочками золотых монет. Он подкинул их в окошко бедной женщине, чьих дочерей не брали в жены из‑за отсутствия приданого.
– Важно, чтобы душа в душу, – отец Кирияки подмигнул мне. – Настоящее счастье не в золоте. Вот иконы, например. Ты любишь иконы в золоте? И я не люблю, не украшение же! Хочешь золота – ступай в ювелирный, купи себе колец или цепочек. Ну или в банке слитки закажи. А икона – это душа Святого, которая на тебя смотрит. Душа не нуждается в оправе из земного золота.
– А кто ещё помогает с замужеством из Святых? – спросила Кирияки. – Я слышала, у католиков – Святая Екатерина.
– В России любят Ксению из Петербурга. Юродивая, родилась в начале XVIII века, но канонизирована лишь в 1988 году. После смерти мужа стала говорить, что он – это она, а сама она будто умерла, одевалась в его одежду и откликалась только на его имя. Пожертвовала свой дом, скиталась по улицам. По ночам строила храм, принося в него кирпичики. Обрела дар пророчества и исцеления. Помогала женщинам с женихами и детьми. Над её захоронением построена часовня, все пытаются чуть‑чуть земли с собой забрать. Ксения моей крёстной всю жизнь помогала. У крёстной день рождения 7 июня, а у Ксении день памяти 6‑го. Крёстная обращалась к Ксении и с квартирными вопросами, и с работой, и с другими проблемами. И людей, приходивших ей на помощь, звали Ксениями.
– Ничего себе! Вот бы Ксения помогла нам с продажами! Раньше на Горе иконы не продавали, а теперь лавки – в каждом монастыре. Паломники покупают там, хотя мы те же иконы дешевле отдаём. А ты смогла бы, как Ксения, раздать всё своё земное имущество?
Я сделала шаг в сторону от себя в Прошлом и вздохнула:
– Всё наше земное имущество – это наша Память…
***
Зал Суда во Вселенной
Туман окутывает моё Сознание. Здесь звучит Лунная Соната, без перерыва. Здесь или во мне? Она заканчивается и начинается снова, заканчивается и снова начинается, она – бесконечна… И вот левая чаша Весов снова перевешивает правую. Черти поднимают радостный шум. Сквозь толпу к Весам подходит старушка, говорит, как однажды поделилась со мной горем, когда я прилетела с Афона, – её дочь, которую тоже звали Алисой, родила мёртвого ребёнка. На экран проецируются кадры. Вот она приезжает ко мне, и я отдаю ей икону Пояс Богородицы, сам поясок, единственный, который у меня был, иконы Александры и Екатерины – для её второй дочери. Старушка кладёт своё «СпасиБо» – солнечный комочек энергии в форме сердца на правую чашу, и Весы качаются в поисках равновесия…
Туман, всё в Тумане, даже голос Джойс, читающей мне в Башне про Апостола Петра, но у Весов появляется мальчик. Странно, мне не хочется его видеть, кто он? И я не слышу его слов. На экране тёмные кадры, и я проваливаюсь в них – в ночь, где звучит Лунная Соната. Мы едем в машине в полном и гнетущем молчании, но я разрушаю тишину криком: «Поговори со мной!»
И Время останавливается: мы едем долго‑долго, петляя в лабиринте улиц подсознания, и я что‑то говорю ему, но не то и не о том. Надо проехать всего пару домов. Но мы едем, сворачивая влево и вправо, будто старательно объезжая то самое – больное – место. Он чувствует всё, что внутри. Он не такой, как… кто? Я не хочу ничего помнить! А на экране появляются Афонские чётки. Мальчик у Весов продолжает говорить. Я не слышу его слов, но дарю книжку, которую он не прочитает, хотя он там есть. Кто он? Лунная Соната звучит всё громче. Какое‑то письмо, кафе и кофе, он теребит чётки, рассказывает про… кого? Но я молчу, а он произносит: «Поговори со мной!»
Из Тумана доносится голос Джойс в Башне, читающей мне про Петра… Мальчик у Весов кладёт своё «СпасиБо» в правую чашу, поворачивается, ищет меня глазами, находит и почему‑то произносит: «Прости», исчезая. Но тут же появляется Женщина в чёрном, с белыми волосами, обнимает меня и плачет. Кажется, у неё умерла мать. «Ты за нас за всех помолишься на Афоне, и всё будет хорошо, всё будет хорошо, у нас у всех всё будет хорошо!» Через день я уезжала на Афон. В памяти всплывает та икона и поминальные записки о её матери в Афонские монастыри, которые я передавала через паломников рано утром на причале вместе с пожертвованиями. Женщина идёт к Весам и молча кладёт своё «СпасиБо». Её лицо раздваивается, а Лунная Соната звучит всё громче и громче. На экране она читает мою книжку, где есть стихотворение, посвящённое ей. Я не помню, какое и о чём, но в нём звучит слово «Любовь», и я слышу её голос: «Поговори со мной!»
И одновременно голос Джойс в Башне… что‑то про ключи от Рая, которые держит Пётр… Туман заполняет Зал Суда настолько, что я уже ничего не различаю в нём, Лунная Соната вытесняет все остальные звуки и голоса и резко… обрывается… Я открываю глаза в Башне у Джойс.
– Уже светает. Тебе пора, Алиса!
30 До/11 После. ДОМ V
Девушка с фиалками