LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

История философии. Учебное пособие, 2-е издание

Книга: История философии. Учебное пособие, 2-е издание. Автор: Гульнара Шалагина

История философии. Учебное пособие, 2-е издание

 

Автор: Гульнара Шалагина

Возрастное ограничение: 16+

Текст обновлен: 31.05.2023

 

Аннотация

 

Эта книга – переиздание учебного пособия, опубликованного в 2022 г. в Казани. Читатель узнает о происхождении и вариантах периодизации философии, здесь в краткой и доступной форме рассмотрены основные этапы развития философии, включая неклассическую философию, философию России, постмодернизм, философию стран и народов мира. В дополнительной части книги есть бонус – хрестоматия. Предназначено всем, кто изучает философию или интересуется её вопросами.

 

История философии

Учебное пособие, 2‑е издание

 

Гульнара Шалагина

 

© Гульнара Шалагина, 2023

 

ISBN 978‑5‑0060‑0949‑3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

1.Введение: о месте и значении истории философии в курсе «Философия»

 

Благодарю рецензентов

д.ф. н. О.Д.Агапова и

к.ф. н. К.В.Кондратьева

за высокую оценку моего труда

05 мая 2023 г.,

г. Казань

 

По важности и значимости в общей структуре философского знания историю философии можно поставить на почетное третье место после онтологии и теории познания[1]. История философии складывается в XIX веке в творчестве В.Г.Теннеманна[2] и Г. Гегеля. Не случайно, что указанные философы одними из первых начали читать специальные курсы по истории философии в университете. XIX век в целом называют «веком истории»: не только историзм, но и принцип эволюционизма начинает складываться в этом веке. Например, в биологии и в теории Ч. Дарвина. История философии важна тем, что эта область представляет собой саморефлексию философии. От истории философии зависит, по большому счету, наше понимание философии и профессиональная идентичность (самосознание) философа. Особенно важно замечать границу философии и религии, философского знания и литературно‑художественного творчества в наши дни, в век постмодернизма, когда наблюдается растушевка границ социальных институтов, происходит дедифференциация сфер культуры, которые когда‑то, в эпоху модерна, были автономными и самодостаточными. Культурная дедифференциация – это стирание граней между традиционными институтами культуры, процесс, обратный дифференциации культуры на основные сферы (науку, религию, мораль и т.д.) на заре модерна[3]. Речь идет о рациональном знании, морали, искусстве, автономия которых так хорошо отрефлексирована в творчестве И. Канта, основной корпус сочинений которого составляют «Критика чистого разума» (1781 г., труд о познании), «Критика практического разума» (1788 г., труд о морали) и «Критика способности суждения» (1790 г., труд номинально посвящен эстетике, но фактически – традиционной для эпохи Нового времени гносеологии, той роли, которую в познании играют эстетические механизмы). Ранее границы политической, этической и религиозной областей смысла отрефлексировал Н. Макиавелли.

История философии – это не отчет о некоей «объективной реальности», а определенная интерпретация, образ философии. История в целом – это дисциплина, у которой фактически нет объекта (прошлого самого по себе не существует), но есть предмет (исторические источники, свидетельства прошлого) и, самое главное – есть субъект, ученый‑историк. Современный французский философ‑постмодернист Жиль Делёз считал, что тот образ европейской философии, который мы имеем – это результат «прививки Платона» ко всем философским проблемам. Европейцы «сделали ставку на Платона» потому, что платоновское подчинение различия Единому, которое носило, по мысли Ж. Делеза, политический характер, стало определяющим для западной культуры. Философской традиции, основанной на линии «Платон – Гегель» Ж. Делез противопоставляет свою, актуализируя идеи стоиков и… писателя Льюиса Кэррола! Историко‑философская концепция Делеза несколько экстремальна, но обоснована[4]. Таким же образом некоторые современные историки оспаривают то положение, что философия зародилась именно в Древней Греции, считая, что всему виной европоцентристская установка Г. Гегеля, который предложил такую концепцию. Справедливо вслед за К. Ясперсом истоки философии усматривать и на Западе, и на Востоке, в Индии и в Китае. Европоцентристская установка еще активнее преодолевается в сравнительной философии (философской компаративистике) – области историко‑философских исследований, которая сформировалась в 30‑40‑е годы XX века как изучение философских явлений различных регионов мира: Запада и Востока, а в настоящее время также и Латинской Америки, Африки, и шире – философии всех стран и народов.


[1] Текст раздела впервые с небольшими изменениями опубликован: Шалагина Г. Э. История философии в структуре философского знания. Часть 1 //Философия в системе «НТПО»: наука, технология, производство, образование. Взаимодействие высшей и средней школ: материалы конференции; под ред. Ю. М. Казакова; Минобрнауки России; Казан. нац. исслед. технол. ун‑т. Казань, 2021. С. 265 – 266; Шалагина Г. Э. История философии в структуре философского знания. Часть 2 // Указ. соч. С. 267 – 268. Книга в целом находится в преемственной связи с предшествующей работой автора, рекомендованной к изданию кафедрой философии и истории науки КНИТУ: Шалагина Г. Э. История философии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Казань, 2022. 204 с.

 

[2] Теннеманн В. Г. (1761–1819 гг.) – немецкий философ, последователь Канта, переводчик на немецкий язык сочинений Юма. Его «История философии» – одна из первых попыток выяснения принципов и метода этого раздела философии. Философ является крупнейшим предшественником Гегеля в области истории философии.

 

[3] Лэш С. Постмодернизм как культурная парадигма // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань, 2000. С. 83 – 87.

 

[4] См.: Делез Ж. Логика смысла. Theatrum Philosophicum. М.; Екатеринбург, 1998. 480 с.; Дьяков А. В. Жиль Делёз и история философии: новые пространства // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №3 (35). C. 12 – 18; Кузнецов В. Н. Историко‑философский балаган постмодернизма («Театр масок» Жиля Делёза) // Философия и общество. Волгоград, 2000. №4 (21). С. 114 – 134.

 

TOC