LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Крестовая дама. Роман

Этот нежданный взлёт по карьерной лестнице изменил в жизни Олега всё. Теперь он мог покупать любые продукты, а не только смотреть на них, как было в последние годы. И он даже не задумывался, хватит ли на это денег. Он мог позволить себе полуторалитровую бутылку «Колы», которая ещё не так давно равнялась по цене его двухмесячной зарплате. Теперь он мог купить и печенье, цена на которое ещё недавно казалась просто баснословной, – он не ел его с советских времён. Он мог купить бананы, сок, мороженное, мог зайти и поесть в пельменную… А ведь ещё полгода назад его рацион состоял исключительно из гречки, супа и хлеба… Он смог приобрести и нормальную одежду, больше не нужно донашивать всё то, что осталось с советских времён. По улицам он теперь ходил в чёрной кожаной куртке, воспринимавшейся всеми как признак принадлежности к классу людей, успешно устроившихся в новой жизни. Ну а что радовало больше всего – на него теперь заискивающим взглядом смотрели девушки, и ему казалось, что он может из них выбирать любую – стоит только захотеть…

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Будучи окрылённым столь стремительной карьерой и явно переоценивая свои силы, Олег стал подумывать о создании собственной фирмы. Бизнес‑план у него созрел весьма быстро. Компания, где он работал, в последнее время стала специализироваться на поставках сахара, но до этого долгое время занималась поставками другого продукта – кофе, а основными покупателями оптовых партий были торговцы с мелкооптового рынка – единственного в городе такого рынка, который был весьма популярен у горожан. Вот и возникла у Олега идея: арендовать киоск на этом рынке и взяться там за продажу кофе – товара, рынок которого и поставщиков он знал теперь просто отлично. Достаточно высокая зарплата начальника отдела позволила ему сформировать некоторый первоначальный капитал, и дело, в конце концов, было открыто – в начале 1994‑го он зарегистрировал собственное индивидуальное частное предприятие. В принципе, можно было зарегистрироваться и простым индивидуальным предпринимателем, однако это было время, когда бизнес мог расти в гору не по дням, а по часам: крупными бизнесменами тогда становились всего за год‑два, а порой и за несколько месяцев. И у Олега была абсолютная уверенность в том, что с его энергичностью, способностью отдаваться работе всецело и без остатка, дела очень быстро пойдут в гору, и у него вскоре будет своя крупная, солидная фирма. Киоск на мелкооптовом рынке представлялся ему лишь первым маленьким шагом на пути собственного большого дела. Перейти же к новому шагу он планировал уже через месяц‑другой.

Мелкооптовый рынок находился в самом центре города – на подступах к обычному рынку, на который горожане привыкли ходить уже не одно десятилетие, и который носил название «колхозного», хотя колхозников на него уже давно не пускали. Но теперь эту проторенную дорожку заграждала целая баррикада киосков со снующими вокруг полчищами покупателей. Всё это было таким мощным заслоном для обычного рынка, что покупатели, направляясь туда, зачастую до него просто не доходили – они опустошали свои кошельки на этом самом подступе, скупая мелкооптовые партии заманивающих своим видом диковинных заморских товаров. Владельцы обычного рынка были бессильны этому противостоять…

Осуществив заветный план по открытию киоска, Олег очень быстро освоился на новом месте и стал там своим человеком – ведь многие, кто здесь обитал, были постоянными клиентами компании, с которой он только что распрощался. Почти все они с большим удивлением отнеслись к тому, что он оставил такую престижную должность и стал простым рыночным торговцем. Некоторые даже спрашивали, за что его выгнали – они не могли поверить, что такое лакомое место можно было добровольно променять на хлопотную рыночную торговлю. «Как они не понимают, – сердился Олег, – ведь это своё дело, возможность самореализации, свобода! А на той должности что я делал? Только выполнял распоряжения директора, с которыми далеко не всегда был согласен. Там я был наёмным работником, рабом, хоть и высокооплачиваемым, а здесь – сам себе хозяин, свободный человек!»

Планы и их воплощение, как правило, не совпадают – когда в большей, когда в меньшей степени. У Олега это несовпадение оказалось, к его неожиданности, абсолютным, и первоначальные радужные краски уже в первые месяцы сильно потускнели, а потом уже и вовсе превратились в серые цвета. Прежде всего Олег столкнулся с полнейшей расхлябанностью нанимаемых им работников, которые отнюдь не проявляли в делах рвения, создавая большей частью лишь внешнюю видимость работы. С этим невозможно было мириться: он увольнял одних, нанимал других, но новые были не лучше… Это оказалось одним из его главных просчётов. Создавая свою фирму, он почему‑то был полностью уверен, что работники будут столь же исполнительны и ответственны, как было у него в отделе закупок. И только теперь он стал понимать, что в компании, где он до этого работал, сотрудники были отборные и проходили огромный конкурс. В его же маленькую фирму, если это и можно было назвать фирмой, очередь из желающих трудоустроиться отнюдь не выстраивалась, и выбирать было особо не из кого… Зачастую, поувольняв всех, Олег оставался в фирме один; при этом, как ни странно, ему удавалось вести дела куда более эффективнее… Но только взваливать себе на плечи столь громадный груз повседневной работы было и невыносимо, и бесперспективно – для того, чтобы фирма развивалась, нужны люди. Поэтому он снова нанимал работников, снова их увольнял, и этот круговорот казался бесконечным.

Однако более серьёзным и в то же время самым неожиданным препятствием на пути становления бизнеса стало поведение покупателей. Закупая продукцию, Олег твёрдо следовал убеждению, что на нём, как продавце, лежит миссия отбора качественных товаров от наиболее лучших производителей. Руководствуясь этим, он очень тщательно подходил к закупкам, выбирая только хороший и качественный продукт. Уверенность в том, что покупатель это оценит, была полной. Но только вот действия покупателей совсем не поддавались логике. Олегу постоянно приходилось созерцать, как они просто сметали из соседних киосков всякий суррогат, в то время как на его отборный товар внимания почти не обращали. И он не мог найти этому объяснения.

Больше всего его удивил следующий случай. Основной конкурент из соседнего киоска, которого на рынке все звали «Кирюк» (на самом деле его звали Кирилл), как‑то проговорился, что ждёт из Москвы целый контейнер с кофе под названием «Кирза». Олег с усмешкой переспросил:

– Как называется?

– Кирза, – спокойно ответил Кирюк.

«Ну и пролетит же он с этой Кирзой», – посмеивался над ним Олег.

Но вот спустя некоторое время в соседнем киоске появилась эта самая Кирза, и… за ней выстроилась огромная очередь. Впервые увидев это и находясь в полном недоумении, Олег подошёл поближе, чтобы лицезреть столь вожделенный для многих товар. Его взору предстали необычайно красивые баночки, на которых по диагонали блестела красочным шрифтом надпись «Kirza». «На красивую этикетку клюнули… А что внутри?» Олег отстоял вместе со всеми очередь и купил себе одну баночку, выглядя при этом белой вороной, ибо другие покупали по пять‑десять штук. Придя вечером домой, он, сгорая от нетерпения, заварил чашку этого кофе. Едва попробовав, тут же всё выплюнул: «Кирза и есть!»

TOC