Крестовая дама. Роман
Аппетит, как известно, приходит во время еды. Будучи окрылённым столь стремительной карьерой и явно переоценивая свои силы, Олег стал подумывать о создании собственной фирмы. Бизнес‑план у него созрел весьма быстро. Компания, где он работал, в последнее время стала специализироваться на поставках сахара, но до этого долгое время занималась поставками другого продукта – кофе, а основными покупателями оптовых партий были торговцы с мелкооптового рынка – единственного в городе такого рынка, который был весьма популярен у горожан. Вот и возникла у Олега идея: арендовать киоск на этом рынке и взяться там за продажу кофе – товара, рынок которого и поставщиков он знал теперь просто отлично. Достаточно высокая зарплата начальника отдела позволила ему сформировать некоторый первоначальный капитал, и дело, в конце концов, было открыто – в начале 1994‑го он зарегистрировал собственное индивидуальное частное предприятие. В принципе, можно было зарегистрироваться и простым индивидуальным предпринимателем, однако это было время, когда бизнес мог расти в гору не по дням, а по часам: крупными бизнесменами тогда становились всего за год‑два, а порой и за несколько месяцев. И у Олега была абсолютная уверенность в том, что с его энергичностью, способностью отдаваться работе всецело и без остатка, дела очень быстро пойдут в гору, и у него вскоре будет своя крупная, солидная фирма. Киоск на мелкооптовом рынке представлялся ему лишь первым маленьким шагом на пути собственного большого дела. Перейти же к новому шагу он планировал уже через месяц‑другой.
Мелкооптовый рынок находился в самом центре города – на подступах к обычному рынку, на который горожане привыкли ходить уже не одно десятилетие, и который носил название «колхозного», хотя колхозников на него уже давно не пускали. Но теперь эту проторенную дорожку заграждала целая баррикада киосков со снующими вокруг полчищами покупателей. Всё это было таким мощным заслоном для обычного рынка, что покупатели, направляясь туда, зачастую до него просто не доходили – они опустошали свои кошельки на этом самом подступе, скупая мелкооптовые партии заманивающих своим видом диковинных заморских товаров. Владельцы обычного рынка были бессильны этому противостоять…
Осуществив заветный план по открытию киоска, Олег очень быстро освоился на новом месте и стал там своим человеком – ведь многие, кто здесь обитал, были постоянными клиентами компании, с которой он только что распрощался. Почти все они с большим удивлением отнеслись к тому, что он оставил такую престижную должность и стал простым рыночным торговцем. Некоторые даже спрашивали, за что его выгнали, – они не могли поверить, что такое лакомое место можно было добровольно променять на хлопотную рыночную торговлю. «Как они не понимают, – сердился Олег, – ведь это своё дело, возможность самореализации, свобода! А на той должности что я делал? Только выполнял распоряжения директора, с которыми далеко не всегда был согласен. Там я был наёмным работником, рабом, хоть и высокооплачиваемым, а здесь – сам себе хозяин, свободный человек!»
Планы и их воплощение, как правило, не совпадают – когда в большей, когда в меньшей степени. У Олега это несовпадение оказалось, к его неожиданности, совершенно полным, и первоначальные радужные краски уже в первые месяцы сильно потускнели, а потом уже и вовсе превратились в серые цвета. Прежде всего Олег неожиданно столкнулся с полнейшей расхлябанностью нанимаемых им работников, которые отнюдь не проявляли в делах рвения, создавая большей частью лишь внешнюю видимость работы. С этим невозможно было мириться: он увольнял одних, нанимал других, но новые были не лучше… Это оказалось одним из его главных просчётов. Создавая свою фирму, он почему‑то был полностью уверен, что работники будут столь же исполнительны и ответственны, как было у него в отделе закупок. И только теперь он стал понимать, что в компании, где он до этого работал, сотрудники были отборные и проходили огромный конкурс. В его же маленькую фирму, если это и можно было назвать фирмой, очередь из желающих трудоустроиться отнюдь не выстраивалась, и выбирать было особо не из кого… Зачастую, поувольняв всех, Олег оставался в фирме один; при этом, как ни странно, ему удавалось вести дела куда более эффективнее… Но только взваливать себе на плечи столь громадный груз повседневной работы было и невыносимо, и бесперспективно – для того, чтобы фирма развивалась, нужны люди. Поэтому он снова нанимал работников, снова их увольнял, и этот круговорот казался бесконечным.
Однако более серьёзным и в то же время весьма неожиданным препятствием на пути становления бизнеса стало поведение покупателей. Закупая продукцию, Олег твёрдо следовал убеждению, что на нём, как на продавце, лежит миссия отбора качественных товаров от наиболее лучших производителей. Руководствуясь этим, он очень тщательно подходил к закупкам, выбирая только хороший и качественный продукт. Уверенность в том, что покупатель это оценит, была абсолютной. Но только вот действия покупателей совсем не поддавались логике. Олегу постоянно приходилось созерцать, как они просто сметали из соседних киосков всякий суррогат, в то время как на его отборный товар внимания почти не обращали. И он не мог найти этому объяснения.
Больше всего его удивил следующий случай. Основной конкурент из соседнего киоска, которого на рынке все звали «Кирюк» (на самом деле его звали Кирилл), как‑то проговорился, что ждёт из Москвы целый контейнер с кофе под названием «Кирза». Олег, думая, что ослышался, с усмешкой переспросил:
– Как называется?
– Кирза, – спокойно ответил Кирюк.
«Ну и пролетит же он с этой Кирзой», – смеялся над ним Олег.
Но вот спустя некоторое время в соседнем киоске появилась эта самая Кирза, и… за ней выстроилась огромная очередь. Впервые увидев это и находясь в полном недоумении, Олег подошёл поближе, чтобы лицезреть столь вожделенный для многих товар. Его взору предстали необычайно красивые баночки, на которых по диагонали блестела красочным шрифтом надпись «Kirza». «На красивую этикетку клюнули… А что внутри?» Олег отстоял вместе со всеми очередь и купил себе одну баночку, выглядя при этом белой вороной, ибо другие покупали по пять‑десять штук. Придя вечером домой, он, сгорая от нетерпения, заварил чашку этого кофе. И, едва попробовав, тут же всё выплюнул: «Кирза и есть!»
Первый контейнер Кирзы Кирюк уверенно продал всего за неделю. Тем временем уже подоспел второй контейнер, за ним – третий… И Олег неделю за неделей неизменно наблюдал очередь у соседнего киоска, в то время как у него самого покупателей, как всегда, было крайне мало. Но ведь товар то у него был отличный: изысканный бразильский кофе, притом по такой же цене, как и эта Кирза. И где же законы рынка, утверждающие, что покупатель выбирает лучшее?! Да и как этот покупатель может совершить правильный выбор, если узнаёт о качестве товара лишь после покупки?! И вообще, в состоянии ли он это качество оценить?.. Теория рыночной экономики изображает потребителя как эксперта, имеющего семь пядей во лбу и способного дать оценку любому товару. На деле же потребитель, в своём подавляющем числе, вообще не желает тратить время на изучение качества товара, а его выбор определяется либо волей случая, либо повиновением инстинкту толпы – что берут все, то берёт и он. Толпа же гонится за модой, бросается на красивые этикетки, на то, что лучше разрекламировано – такова горькая истина рыночной экономики. «Но если всё будет и дальше идти по этому пути, – размышлял Олег, – то в скором времени весь рынок заполнят одни подделки, вытеснив собой хорошие и качественные товары». Он с ужасом представлял такую перспективу, ему не хотелось верить, что всё будет именно так.