Крестовая дама. Роман
Первый контейнер Кирзы Кирюк уверенно продал всего за неделю. Тем временем уже подоспел второй контейнер, за ним – третий… И Олег неделю за неделей неизменно наблюдал очередь у соседнего киоска, в то время как у него самого покупателей, как всегда, было крайне мало. Но ведь товар то у него был отличный: изысканный бразильский кофе, притом по такой же цене, как и эта Кирза. И где же законы рынка, утверждающие, что покупатель выбирает лучшее?! Да и как этот покупатель может совершить правильный выбор, если узнаёт о качестве товара лишь после покупки?! И вообще, в состоянии ли он это качество оценить?.. Теория рыночной экономики изображает потребителя как эксперта, имеющего семь пядей во лбу и способного дать оценку любому товару. На деле же потребитель, в своём подавляющем числе, вообще не желает тратить время на изучение качества товара, а его выбор определяется либо волей случая, либо повиновением инстинкту толпы – что берут все, то берёт и он. Толпа же гонится за модой, бросается на красивые этикетки, на то, что лучше разрекламировано – такова горькая истина рыночной экономики. «Но если всё будет и дальше идти по этому пути, – размышлял Олег, – то в скором времени весь рынок заполнят одни подделки, вытеснив собой хорошие и качественные товары». Он с ужасом представлял такую перспективу, ему не хотелось верить, что всё будет именно так.
Несколько лет назад, когда появилась возможность каждому открывать своё собственное дело, Олег это воспринял с очень большим оптимизмом. А вот теперь он уже всё более отчётливо понимал, что «дело» и «бизнес» – это вовсе не одно и то же, а, быть может, даже прямо противоположное. Ведь получается, для того чтобы стать успешным бизнесменом, нужно заботиться отнюдь не о представлении на рынок лучшего по цене и качеству товара, а просто‑напросто уметь манипулировать поведением покупателей – в этом, к сожалению, суть успешности. А если покупатель ошибается, то, с точки зрения бизнеса, нужно не направлять его на верный путь, а всячески потакать этой ошибке и даже её стимулировать, если есть возможность на этом заработать. «Но ведь тогда бизнес превращается в обман!» – горько констатировал Олег. Относясь к людям, имеющим весьма сильные моральные убеждения, он никак не мог пойти по такому пути. Первое время он ещё надеялся, что от тех, кто ведёт себя по отношению к покупателям нечестно, люди рано или поздно отвернутся. Однако реальное положение дел оказывалось прямо противоположным: у таких как Кирюк бизнес шёл в гору, а те, кто пытался вести дела честно, еле сводили концы с концами. Осознание того, что честность и порядочность только мешают бизнесу, явилось для Олега настоящим крахом мировоззрения.
Спустя полтора года после открытия своей фирмы он окончательно понял, что его бизнес‑проект с треском провалился и находится, что называется, на последнем издыхании. Можно было, конечно, пытаться пробовать что‑то новое, искать для продажи другие товары, а может и вообще заняться каким‑то другим бизнесом, но Олег стал понимать, что с его моральными принципами, отсутствием хитрости и жажды наживы бизнесмен из него не получится. Кроме того, занимаясь коммерцией, он неоднократно представлял, что будет, если всё‑таки его бизнес пойдёт в гору: был у него один киоск, а станет несколько, потом он начнёт заниматься оптовыми поставками, далее найдёт ещё какие‑то бизнес‑проекты… Всё это представлялось ему чем‑то внешним, не имеющим отношения к нему самому, и такая внешняя жизнь ему казалась пустой и бессмысленной. Ведь человек рождён не для того, чтобы гнаться за удовлетворением материальных потребностей – всё это средство для жизни, а сама жизнь – она всё‑таки в чём‑то другом…
В конце концов, Олег закрыл свой киоск. Однако с ликвидацией фирмы пока не торопился. Имея на руках зарегистрированную фирму, он мог в любую минуту начать новый вид деятельности, тем более что в уставе их обозначено предостаточно. Пока он не отыщет себе новую работу, пускай фирма существует. Мало ли… Даже какие‑то разовые сделки через неё провести можно… Вопрос же собственного будущего для Олега был покрыт густым туманом – он не знал, чем будет заниматься, но был уверен, что в жизни себя найдёт.
Глава 2. Встреча
Наступил октябрь. Прекрасное время! Олег всегда любил осень, в ней есть какая‑то поэзия – ведь недаром именно осень, а не другие времена года, так сильно вдохновляет поэтов. А из трёх осенних месяцев октябрь наиболее поэтичен: сентябрь – это ещё наполовину лето, ноябрь – наполовину зима, и только в октябре мы встречаем самую настоящую осень. Однако, с тех пор как Олег стал бизнесменом, месяц октябрь, наряду с остальными начальными месяцами каждого квартала, стал для него не очень жданным: этот месяц теперь был полон хлопот – на две недели приходилось почти полностью отключаться от основной работы и заниматься рутинными бухгалтерскими делами, связанными с квартальным отчётом. До двадцатого числа нужно обойти и пенсионный фонд, и фонд социального страхования, и центр занятости – притом везде отстоять большую очередь, – а закончить весь этот путь несколькими кабинетами налоговой инспекции. У Олега не было достаточно средств, чтобы нанять бухгалтера – ведь поскольку представители данной профессии в это новое время стали очень востребованы, им нужно было и платить хорошо, – а потому всю бухгалтерскую работу он был вынужден делать сам, хоть и не имел ни соответствующего образования, ни знаний. Немалых трудов ему стоило постоянно вникать во все премудрости плана счетов, расчёта себестоимости, сведения баланса… Каждый раз, составляя отчёт, он открывал что‑то новое, и это новое одновременно открывало ошибки в его старых отчётах. Эти ошибки он старался исправлять задним числом, порой подделывая нужные документы, но его не покидало чувство, что остаются и ошибки невыявленные. Но это он их не выявил, а налоговая, когда наступит время проверки, обязательно выявит. И что будет? Проверка налоговой чревата для него наступлением неприятностей, возможно и крупных. Какие там штрафы за неправильно посчитанные налоги? Он этого даже не знал, а выяснять всё это не было времени. Олег постоянно себя тешил мыслью, что проверка будет нескоро, ведь она должна быть раз в три года, а он открыл свой бизнес лишь полтора года назад. Так что налоговые неприятности отодвигаются на год‑полтора. К тому времени он ещё поднатореет в вопросах бухучёта, исправит прежние ошибки, да и наведёт наконец‑то порядок в своей бухгалтерии, где во всех папках царит полный бардак – с тех пор как он открыл фирму, его больше волновали проблемы ведения бизнеса, а не его бухгалтерского оформления, и последнему он не уделял достаточного времени.
Но вот в один из первых октябрьских дней, в начале десятого утра раздался телефонный звонок:
– Это налоговая, – послышался в трубке неуверенный, слегка запинающийся девичий голос. – Вам сегодня до двенадцати часов нужно принести все бухгалтерские документы на проверку. Либо мы сами к вам в офис можем подъехать.
Олег на мгновение впал в ступор. Что он мог предоставить сегодня? Только тот бардак, в котором даже ему самому трудно разобраться… Нужно хотя бы дня три, чтобы привести всё в порядок! «Сегодня пятница – быстро соображал он в считанные секунды затянувшейся паузы – потом выходные. Надо попытаться перенести проверку на понедельник…» Наконец, полностью овладев собой, он уверенным голосом проговорил:
– Офиса у меня нет, я сам подъеду, но только сегодня не могу. Я нанял недавно бухгалтера, и все документы у него. Телефона у бухгалтера нет… Нужно к нему ехать… В течение дня я документы заберу, а вот привезти смогу только в понедельник.
– Вообще‑то Вы должны представлять документы по первому требованию.
– Я знаю. Но так получилось… Поймите, я никак не смогу привезти их сегодня.
Разговаривавшая с ним девушка тем же неуверенным голосом ответила, что скоро перезвонит и повесила трубку. Минут через десять‑пятнадцать снова раздался звонок: