Лагерь детского режима. Повесть
– А ты умеешь сигналить? И записать сможешь?
– Ну, если Петька поможет… Да и магнитофон нужен…
– Насчёт записи с Владиславом Богдановичем нужно поговорить, он ответственный за радиоаппаратуру. После ужина его разыщите, он вам радиорубку покажет ну и аппаратуру там, потренируетесь… В общем завтра разбужу, чтобы готовы были.
Опешивший от такого поворота событий, Петя недоуменно посмотрел на Сашку.
– Я‑то причём? Хочешь дудеть – дуди сам. Чего меня‑то приплёл?
После ужина ребята двинулись на поиски старшего пионервожатого. Тот стоял возле выхода из столовой в окружении нескольких ребятишек младшего отряда. Все они с увлечением щёлкали семечки, которые Владислав Богданович щедро отсыпал им в ладошки. При этом он что‑то рассказывал, видимо очень смешное, отчего те так смеялись, что их хохот был слышен на всю округу. Старший пионервожатый был невысокого роста, умеренно полноватый и лысоватый, с открытым, добрым лицом, с которого не сходила добродушная улыбка. А самое главное – он при первом же общении мог расположить к себе любого собеседника, так что, несмотря на непродолжительное знакомство, многие мальчишки и девчонки души в нём не чаяли.
– Владислав Богданович! Нас пионервожатая прислала, мы горнистами будем, нужно потренироваться и радиорубку нам показать.
– А, это опять вы, сорванцы! То в подвал, то в рубку. Ладно, пойдём разбираться.
Радиорубка находилась на четвёртом этаже. Она была вся заставлена какой‑то аппаратурой. У стены справа стоял большой шкаф, за ним столик со стульями, а посередине комнаты большой стол с пультом и микрофоном. Владислав Богданович подошёл к нему, пощёлкал тумблерами, взял микрофон, проговорил: «Раз, раз, проверка, проверка…», покрутил при этом какие‑то регуляторы и удовлетворённо хмыкнул.
– Всё работает. Нажимаете вот эту кнопку, переключаете вот этот тумблер, говорите вот сюда. Потом выключаете в обратном порядке. Всё.
– А, понятно, – произнёс Саня, – вот эту кнопку, тумблер и сюда.
Лагерь услышал Санин голос из репродукторов:
– Внимание, внимание, говорит лагерный радиоузел, передаём сигналы точного времени…
Сигналы пионеры так и не услышали, потому что старший пионервожатый вовремя щёлкнул тумблером.
– Так, сорванцы! Баловаться будете – домой отправим.
– А можно меня прям сейчас? – спросил Петька.
– Что, всё так плохо?
– Да вообще ничего хорошего.
– Ничего, пообвыкнешься через пару дней, ещё понравится, уезжать после смены не захочешь, – по‑отечески обнял мальчика Владислав Богданович. – Давайте‑ка лучше сигнал подъёма отрепетируем.
Саня имел опыт общения с горном в школьном пионерском отряде и поэтому всего лишь через полсотни повторений старший пионервожатый удовлетворённо прекратил репетиции.
– А может на магнитофон запишем и включать будем? – поднял Петька Санино предложение.
– Может. Осталось только магнитофон найти. Ну, ладно, я что‑нибудь придумаю. Помогу уж. Отчего же не помочь хорошим ребятам. Расскажите‑ка лучше, вы из какой школы, кто родители? Фамилии ваши как?
– Бондаренко и Савченко.
– А родители откуда?
– На Украине раньше жили, мои в городе Жданов, а Петькины под Донецком, потом на север переехали. И нас привезли ещё маленькими.
– А вы были на родине? Как вам, нравится? Там ведь так красиво, домики такие аккуратные, палисадники, всё в зелени, в цвету, не то, что… Я вижу, что вы хорошие ребята, сразу мне понравились. Есть предложение к вам. У нас в школе кружок военный. Мы там с ребятами занимаемся, в вашем отряде мои воспитанники, кстати, тоже есть. Оружие изучаем, стреляем из малокалиберных винтовок, да много чего интересного. В походы часто ходим, с ночёвками, палатками. Если хотите – присоединяйтесь к нам, как вернёмся. С ребятками моими побеседуйте, расскажут подробнее, может сойдётесь с ними, подружитесь. Я, кстати, далеко не всем предлагаю. Подумайте.
С этими словами Владислав Богданович торжественно вручил Петьке ключ от радиоузла, назначив его старшим радистом, а Сашку – старшим горнистом. Пообещав подумать, ребята отправились в палату.
Утром начались будни горнистов. За пять минут до подъёма пацанов будила вожатая и они пёрлись на четвёртый этаж, отчаянно зевая и потирая глаза. Петька открывал дверь и со всей серьёзностью выполнял возложенную на него ответственную миссию – вовремя включать и выключать тумблер. И перед обедом – тоже в радиорубку. И перед отбоем тоже. Только почему‑то Сане это очень скоро надоело. Он был уже совершенно не в восторге от такой почётной обязанности, а вот Петя, наоборот, начал очень этим гордиться и при каждом удобном случае показывал всем подряд своё сокровище – ключ от радиорубки. Даже нытьё своё позабыл на тему: «Заберите меня отсюда». Само собой, горнист и радист в короткое время стали самыми уважаемыми людьми во втором отряде, каждый считал своим долгом попроситься в радиорубку и посмотреть на священнодействие подачи сигнала. Однако везло не всем, только несколько особо приближённых мальчишек удостоились такой чести – постоять возле двери пока Саня подаст сигнал на обед, а Петька щёлкнет тумблером. Правда, перед этим пришлось прослушать большой инструктаж, чтобы не дай Бог никуда не лазили. Зато потом им провели небольшой экскурс по радиоаппаратуре.
А тут ещё одна проблема: на экскурсии не берут. Отряд едет, а горнисты остаются, сигнал на обед‑то кто подаст? А без сигнала пионеры голодными могут остаться. Поэтому магнитофон, конечно, нужен был позарез. И он появился.
Однажды в столовой появился старший вожатый. Прямо от входа он, перекрикивая общий гул, позвал ребят:
– Саша! Петя! Заканчивайте побыстрей, я вас жду!
Ждать долго не пришлось. Запихнув в себя остатки компота, они бегом рванули в сторону выхода, где Владислав Богданович победоносно показал им магнитофон. Старенький, но рабочий. И даже с лентой. Не теряя ни минуты, они поднялись в радиорубку и начали процесс звукозаписи. Много времени это не заняло. Закончив, друзья хотели, откланявшись, ретироваться, но не тут‑то было.
– Садитесь, ребят, чаю попьём, а то я ещё не обедал сегодня, – предложил старший вожатый, выставляя на столик принесённые с собой вкусности – пирожные, печенье, конфеты, поставил на плитку чайник и продолжил разговор. – Да вы садитесь, расскажите о себе, как учитесь, какие предметы нравятся, как к истории относитесь, например?
Друзья недоумённо пожали плечами, но так как отказываться от угощения в их привычки не входило, принялись уминать пирожные и конфеты, попутно рассказывая о своей учёбе, в основном употребляя эпитеты «нормально» и «ничё».
– Как конфеты? Понравились?
– Ну да, спасибо, вкусные…
– Конечно вкусные, украинские, – усмехнулся Владислав Богданович, – это вам не «Москвичка».