Место Антихриста больше не вакантно
Тогда теофания в дубраве резко обозначила границу между Творцом и творением, явственно показала, что нельзя обоготворять деревья, чем занимались населявшие Ханаан народы‑древопоклонники. Евреям, что позже было подтверждено Декалогом, подобные действия были строжайше запрещены. Впоследствии случались, правда, уклонения от веры, некоторые из иудейских царей‑отступников под влиянием иноплеменных жен возрождали языческие обычаи, привечали дубравных жрецов, но эти действия резко обличались и пресекались пророками: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом, тополем и теревинфом[1]…» Пророк Иеремия обвинял израильтян в поклонении дереву: «Говорят дереву: "ты мой отец[2]…"» Сегодня человек, по большому счету, научился четко различать поклонение, присущее единому Богу, и почитание библейских реликвий. А дубрава Мамре, место, где Бог явился человеку, впрочем, как и все, связанное с жизнью праотцов и патриархов, как раз и является такой святыней, дорогой для сердца верующего человека.
Землю, на которой находилась Мамврийская роща, вернее то, что от нее осталось, – единственный дуб, в XIX веке приобрел в собственность Русской Православной Церкви предприимчивый архимандрит Антонин (Капустин). Позже здесь, в древнем Хевроне, был основан монастырь Святой Троицы в честь явления Бога патриарху Аврааму.
Монахи старательно заботились о стареющем древе Авраама и законсервировали его, но, несмотря на «терапию», несколько лет назад часть дуба рухнула. Правда, древний дуб пустил молодые побеги. Верующие оптимистично рассматривали их как хороший знак – Податель жизни даровал дереву, а значит, и всему миру время пожить. Но каково теперь состояние ветхого‑нового дуба, отцу Феофану еще предстояло выяснить.
***
Он подъехал к монастырю спустя три часа после звонка и первым делом направился к Мамврийскому дубу. Выгорела лишь часть старого дерева, а молодой дубок, больше похожий на кустарник, практически не пострадал. «Не все так плохо, как казалось сначала», – священник пошел в монастырскую церковь Святых Праотцев, нужно было обсудить происшествие с ключарем храма отцом Александром.
Тот стоял у входа в храм и с кем‑то разговаривал по мобильному телефону. Он подал знак, что скоро освободится.
– Скорбные обстоятельства посетили нашу обитель, отец Феофан, – ключарь обнял собрата. – Рано утром неизвестный незаметно пробрался на территорию и бросил бутылку с зажигательной смесью прямо на дерево! Хорошо, что охранник сразу заметил огонь и быстро потушил пламя. Слава Богу, новый дубок почти не пострадал! Ты же знаешь, молодые побеги мы разделили, и у нашей святыни есть потомки. Мамврийскому дубу ничего не грозит. Но сам факт соделанного ужасен!
– Зацепки какие‑то есть?
– Приезжал следователь, мы посмотрели записи с камеры. Видно лишь невысокую фигуру, лицо замотано шарфом. Пока это всё. Кто был этот человек, ума не приложу. Ведь это дерево почитают и христиане, и иудеи, и мусульмане. На такое преступление мог решиться либо дикий вандал, либо психически больной, имбецил, прости Господи, – ключарь явно был в шоке от происшедшего. – Сегодня уже приезжали телевизионщики, снимали сюжет. А сейчас должен еще один человек подъехать. А вот и он, Арье Данель.
***
По центральной аллее монастыря шел брюнет в белой рубашке навыпуск. Высокому, стройному и подтянутому мужчине на вид было около тридцати лет. Внешне он был достаточно привлекательным. Приглаживая вьющиеся волосы, брюнет внимательно осматривал территорию монастыря темными, миндалевидными, слегка навыкате глазами. Следом семенила молодая женщина и вышагивал оператор с камерой и штативом.
Заметив ключаря подворья, мужчина подошел к нему, крепко пожал руку и на чистом русском языке сказал:
– Крайне неприятное известие для всех нас, отец Александр. Знаю, что для православных Мамврийский дуб особенно дорог, ведь вы так любите следы материального присутствия Всевышнего в этом мире.
На мгновение священник уловил легкую иронию в голосе говорившего. Но подошедший говорил с абсолютно серьезным лицом:
– Очень сочувствую вам и надеюсь, что впредь такое не повторится. А сейчас мне хотелось бы записать обращение к гражданам нашей страны и ко всем людям, неравнодушным к судьбе этой реликвии. Вы позволите?
– Конечно, Арье, выбирайте любую площадку для съемок, – и отец Александр обвел рукой вокруг.
Отец Феофан, наблюдавший за разговором издалека, понял, что его собрат по служению знаком с этим человеком. Он хотел было спросить у отца Александра, кто этот респектабельный господин, но у ключаря подворья вновь зазвонил телефон, следователь просил его приехать в участок. Отец Александр спешно отбыл, попросив за всем присмотреть послушника Андрея.
Тем временем оператор установил камеру и приступил к записи. Арье Данель встал рядом с пострадавшим дубом, и с трагическим видом стал говорить:
– Хеврон – священный город иудеев. Здесь погребены прародители всего человечества, здесь покоятся наши праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены Сарра, Ревекка и Лия. На этом месте Авраам встретил Бога, даровавшего бесплодной 90‑летней Сарре способность к деторождению. Здесь был зачат Исаак, а значит, весь Израиль берет свое начало в Хевроне! И сегодня это священное место подверглось нападению вандалов! Они посягнули на нашу святыню! Взгляните на это многострадальное древо, – и Арье Данель указал рукой на сожженный кусок дуба. По его лицу было видно, что он по‑настоящему переживает о случившемся.
Далее выступавший говорил о том, что Хеврон объединяет всех евреев в одну большую семью. В заключение он сказал, что никак нельзя допустить, чтобы Хеврон – первая столица Израиля во время царствования Давида, подвергался бы таким опасностям.
В Иерусалим, основное место своего служения, отец Феофан возвращался задумчивым.
«Столько событий за день, – думал он. – И этот респектабельный господин Арье Данель, отлично говорящий на русском. Его короткое обращение было больше похоже на речь религиозного деятеля, чем на выступление политика. Он очень сильно кого‑то мне напоминает, и фамилия его мне знакома. Кто, интересно, он такой? Надо обязательно спросить у отца Александра».
Глава 2. Из рода криптосатанистов
[1] Книга пророка Осии, глава 4, стихи 12‑13.
[2] Книга пророка Иеремии, глава 2, стих 28.