LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Место Антихриста больше не вакантно

Вскоре после прибытия в Аддис‑Абебу Александру Ксаверьевичу необходимо было отбыть в Петербург, и он, посоветовавшись с главой Русской миссии в Эфиопии Петром Власовым, взял девочку с собой в Россию. Булатович сильно привязался к Лие, так она назвала себя, а потому не хотел оставлять ее здесь, да и не на кого было.

– Сделаешь такой же подарок императрице, – шутил Власов, – какой Савва Лукич сделал Петру Великому – привез маленького Абрамку, прадеда Пушкина.

– Арапчонок был кудряв и черен, настоящий абиссинец. А у нее, посмотри, светлая кожа и прямые волосы, – Александр Ксаверьевич с нежностью погладил Лию по голове. – Вырастет такая же красивая, как царица Савская.

– И умная, как царь Соломон, – подыграл Власов.

Однако до устройства девочки при императорском дворе дело не дошло. На следующий день после приезда в Петербург в гостинице, где остановился Булатович, у него произошла встреча с давним знакомым, Леоном Левиным, одним из руководителей Историко‑этнографической комиссии при Обществе распространения просвещения между евреями. Приятелей объединяла любовь к этнографическим исследованиям. Леон проявил большой интерес к рассказу об экспедиции в северо‑западную Эфиопию, а когда Булатович завел разговор о фалашах, Левин встрепенулся.

– Александр, ты знаешь, сейчас внимание мирового еврейства приковано к фалашам, – горячо заговорил он. – «Всемирный еврейский союз», находящийся во Франции, командировал профессора эфиопского языка, востоковеда Жозефа Галеви в Эфиопию для изучения фалашей.

– К сожалению, о фалашах сейчас мало что могу рассказать, но рассчитываю провести еще ряд экспедиций по Абиссинии. Однако могу показать тебе живую представительницу этого народа, – и Булатович попросил прислугу привести девочку.

– Лия, поздоровайся, это дядя Леон, – попросил он ее.

– Здравствуйте, – нисколько не смущаясь, сказала Лия. Казалось, она узнала в нем родного человека.

– Не может быть, – взмахнул руками Леон. – Как же она похожа на мою племянницу Милку! И кому же ты ее отдашь?

– Пока не знаю, надеюсь во время аудиенции рассказать о ней императору, может он посоветует, куда ее определить.

– Ты что! Аудиенция коротка, а тебе нужно успеть доложить Николаю Александровичу политические и военные вопросы. Дело ведь государственной важности! Эфиопия – единственный союзник России на африканском континенте. Александр, ты ведь помнишь, что у нас с Дворой нет детей. Отдай девочку нам, я все формальности утрясу. Ты же знаешь, что я придерживаюсь принципа «Все евреи ответственны друг за друга». И никто, кроме нас, евреев, не даст столько любви и заботы этой сиротке, родившейся среди наших единоверцев. Кроме того, ты не женат, а с твоей службой, с правительственными поручениями, с бесконечными разъездами тебе будет очень сложно заниматься ее воспитанием.

Булатович колебался, к такому разговору он не был готов.

– Сейчас много дел. Император назначил мне аудиенцию на завтра. Твое предложение следует хорошо обдумать.

– Подумай пожалуйста! – взмолился Леон.

– Непременно, – пообещал Булатович.

Но в следующие дни обстоятельства сложились так, что Александру Ксавьерьевичу пришлось в срочном порядке возвращаться в Эфиопию, и ему не оставалось ничего другого, как передать девочку Леону и Дворе.

***

Отец Феофан вспоминал историю, рассказанную его духовником. Девочка Лия, удочеренная Левиными, выросла, получила хорошее образование и перед Октябрьской революцией 1917 года вышла замуж за молодого архитектора Марка Данеля. Молодая еврейская семья в переломные для страны годы никуда не уехала, их дети, внуки и правнуки жили и трудились в Советском Союзе, а позже в России, вплоть до конца XX века. Лишь тогда Вениамин Данель с супругой переехал жить в Израиль, куда их давно звали многочисленные родственники.

Отец Феофан сопоставлял рассказ духовника с иудейским преданием, согласно которому в Эфиопию ушло одно из десяти колен Израилевых – колено Дана. Об этом писал еврейский путешественник IX века Эльдад ха‑Дани. Об этом же в семидесятые годы XX века заявлял главный раввин Израиля Йосеф Овадия. Выходило, что достаточно известный общественный деятель Арье Данель происходил из колена Данова. Хотя сам он во всеуслышание объявил себя потомком царя Давида. Позиционировать себя потомком Дана – малопрестижно, а вот заявлять, что ты из колена Иудина и из царского рода Давидова, – совершенно другая история.

Но у христианской традиции имеется свой взгляд на колено Дана, и отцу Феофану он был хорошо известен. Иоанн Богослов в Апокалипсисе, перечисляя двенадцать колен Израиля, спасшихся в конце света, опускает это колено. Многие авторитетные отцы Церкви, разъясняя этот отрывок, говорят, что это колено вынесено за скобки, потому что из него произойдет Антихрист. Патриарх Иаков, пророчествуя о своих двенадцати сыновьях и их потомках, Дана назвал «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад»[1]. А во Второзаконии Дан называется молодым львом «который выбегает из Васана»[2].

А как переводится с иврита имя Арье? Правильно – лев. Для иудеев лев – символ колена Иудина. Изображение льва было вышито на военном знамени этого колена. Всё становилось ясным, лев – это зеркальный символ. Тот, кого иудеи примут за Машиаха, на самом деле окажется Лжемессией.

 

Глава 5. «Мистериум»

 

Джеймс Молом, один из самых богатых людей Америки, сидел на заднем сидении роскошного «Роллс‑Ройса» и смотрел на мелькавшие за окном здания. Автомобиль двигался по Пятой авеню, здесь, на Манхеттене, неподалеку от собора Святого Патрика, располагалась штаб‑квартира корпорации M&S, которую Молом возглавлял. Ему было всего тридцать пять лет, но он сумел создать огромную империю, куда входили крупнейший банк, страховая и IT‑компании, промышленные предприятия, инвестиционные фонды и СМИ.

Да, у него были хорошие стартовые условия: наследство отца, владельца крупного венчурного фонда и строительного бизнеса, поддержка дяди – сенатора от Демократической партии. Но основная часть успеха, бесспорно, следствие интеллектуальных и предпринимательских качеств Молома: глубокого и аналитического ума, гибкого мышления, умения выстраивать коммуникации с людьми самых разных взглядов. Это и позволило в достаточно короткие сроки построить мощную финансово‑промышленную корпорацию.


[1] Книга Бытия, глава 49, стих 17.

 

[2] Книга Второзакония, глава 33, стих 22.

 

TOC