Переводчица
– И учтите: никакого вашего заявления об отказе от кредитной карты в нашем компьютере не числится, – выдала, как последний веский аргумент, девушка.
И тут же исчезла из пределов видимости озадаченной клиентки.
Появившись снова, она протянула Арине отпечатанный типографским способом бланк и сухо сказала:
– Заполните. Это необходимо для отказа от кредитной карты, – и опять убежала куда‑то.
«Наверное, сейчас она советуется с подельником, как делать хорошую мину при плохой игре», – подумала женщина.
Начав заполнять форму, женщина тут же вспомнила, что год назад эта самая сотрудница дала ей не специальный бланк, отпечатанный типографским способом, а обычный лист бумаги. Она отлично это помнила. Но вот попробуй докажи теперь, если, даже кредитную карточку она, разрезала, якобы, сама у себя дома… И понятно стало женщине, почему её заявления не оказалось в компьютере. Потому что оно сразу полетело в мусорную корзину.
Выйдя из Сбербанка, Арина споткнулась о ступеньку. И именно в ту секунду в её голове вдруг зазвучала та самая ария Германа из знаменитой оперы Петра Ильича Чайковского про битую карту в облике дамы пик…
Придя домой, женщина засела за компьютер, чтобы на просторах интернета поинтересоваться, как правильнее составить Претензию по поводу случившегося.
И как же удивилась, узнав, на какую широкую ногу был поставлен сей лохотрон! Оказывается, она не одинока в своих несчастьях! Интернет пестрел возмущенными возгласами детей и внуков дедушек – бабушек, которые получили в своё время такой «подарок»! Пожилые люди действительно наивно полагали, что им вручили некий безвозмездный денежный презент. И искренне радовались: «А что, неужели не заслужили за свою трудовую и нелегкую жизнь? Вот даже банк им решил сделать подарок».
И можно ли винить их в том, что даже не успевали при этом подумать: «Папа» (как на профессиональном сленге называют Сбербанк РФ) просто разорится, если станет всем пенсионерам страны раздавать такие «гостинцы»… Если бы у них честно спросили: «Хотите взять кредит»? А то ведь уговаривали: «Получите подарок». Ну, а кому охота отказываться от подарка? На это и был сделан хитрый расчёт. А ещё – на правовую и юридическую безграмотность наших граждан. Тот ещё котик в мешке оказался!
Особенно запомнилась Арине одна история из просторов интернета.
«Мой дед в качестве сына полка дошел до Берлина и прожил достойную жизнь, – писал возмущенный молодой человек. – А теперь его сделали должником, чуть ли не преступником. Я, как любящий внук, не могу допустить, чтобы он ходил по инстанциям, судам и оправдывался. Я просто заплатил его долг и проценты, образовавшиеся по кредитной карте. Как можно так обманывать людей? Да к тому же, стариков».
Короче, весьма неприглядная картинка вырисовывалась по случаю «развода» пожилых людей на кредитование. Они сами, как говорится, ни слухом, ни духом, а их уже «обули на обе ноги»…
Ну, она‑то, Арина, прекрасно с самого начала всё понимала! Поэтому и отказывалась от такого «гостинчика». А оказалось, что и её все равно «обштопали»! Её – Арину! Никогда в жизни не бравшую ни единого кредита! Её, всегда с насмешкой воспринимавшей явно неудавшуюся и приевшуюся по телевизору социальную рекламу о пенсионерах, которые буквально млеют от счастья, пользуясь кредитными картами Сбербанка… Причем, «обштопали» в тот самый момент, когда попросили написать отказ от того самого злополучного подарочка. И сделали это по какой‑то «системе онлайн‑банка по линии Билайна». Так ей потом сказали. Но от этого не стало легче. Раз такое стало возможным, да ещё с таким количеством пострадавших, значит, кто‑то оставил хорошую лазейку для мошенников.
Работая переводчиком, всю жизнь общаясь с «его величеством словом», Арина знала, что хорошо запоминается то, что написано эмоционально. Поэтому составить Претензию так, чтобы она не потерялась среди моря жалоб, ей не составило особого труда.
«Я, как рядовой клиент, никак не могу отвечать за то, что пластиковые карты Сбербанка не обеспечивают сохранность денежных средств своих доверителей. За это должны нести ответственность службы безопасности и кредитования банка, а также те подразделения, которые выпустили в обращение безыменную кредитную пенсионную карту и создавшие удобные условия для финансовых нарушений и мошенничества, – излагала женщина. Почему меня попросили написать отказ? Насколько это было, вообще, правомочно: ведь лично я эту карту себе не заказывала. Хотя мне пытались многократно её навязать. О каком кредитном контракте в 30 тысяч рублей может идти речь, если никакого Договора я в глаза не видела? Ничего не подписывала. Карточку не активировала, так как при выдаче мне она была сразу уничтожена. Денег с аннулированного пластика, естественно, в руках никогда не держала. А теперь я должна ещё платить долг и проценты? Найдите тех, кто мою уничтоженную карточку „реанимировал“. Вот они пусть и заплатят».
Далее Арина живописала, в какие инстанции будет вынуждена обратиться в случае игнорирования её претензий: суд, средства массовой информации, Общество защиты прав потребителей и даже – в самую главную приёмную страны. А в самом конце ещё пририсовывала зримую картинку: она отныне так не доверяет сей финансовой структуре, что отныне будет получать деньги… только на почте. И ещё расскажет об этом всем‑всем своим знакомым. Чтобы они тоже распрощались с этим банком. Потому что…
Ну, насчет почты, Арина загнула, конечно. Загнула намеренно. И что уведёт из этого банка за собой всех знакомых, сказала тоже умышленно: ведь при существующей конкуренции Сбербанк должен бороться за каждого своего клиента. Вот пусть и поборется. Но то, что пенсионную пластиковую карточку сменит теперь на такую не современную сегодня, почти старорежимную, сберегательную книжку, решила для себя окончательно.
Разбирательство длилось более двух месяцев. И на протяжении всего этого времени Арине упорно звонили из какого‑то «Управления просроченных задолженностей» и напоминали, что на ней числится долг по кредитной карте. И каждый раз Арине хотелось послать всех куда подальше! Как же они её достали! Но она брала себя в руки и, разговаривая с невидимым абонентом менторским тоном, вещала о том, что в банковской системе должна на первом месте стоять забота о безопасности клиентов от мошенников, а уж на втором или десятом – карательная функция. Ну, никак не наоборот. Но всё же наступил день, когда в банке шустрая начальственная дамочка, которая занималась делом Арины, предоставила ей бумаги, знаменующие конец этой неприглядной истории. В том числе, и извинительное письмо из «Отдела удержания клиентов Сбербанка». (Есть, оказывается и такой отдел! Значит, не зря она грозилась уйти сама и увести всех своих знакомых из «зоны действия» означенной конторы.)
И Арина, наконец, выдохнула с облегчением.
– Да, кстати, – усмехнулась начальница, – на ваше имя уже получена «золотая» кредитная карта, – и показала клиентке отливающий ярким жёлтым цветом пластик.
Арина аж вздрогнула:
– Я даже дотрагиваться до неё не хочу. С меня вполне хватило и серебряной.
– Не волнуйтесь, – засмеялась сотрудница. – Мы сейчас сделаем вот так, – и она полностью разрезала пластик и тут же выбросила две его половинки в корзину.
И потом, бывая в том филиале, Арина не раз ловила себя на мысли, что больше не встречает там блондиночки или «бубновой дамочки», как она её про себя окрестила. Ну, мало ли по какой причине…
ГЛАВА 5. КАКАЯ‑ТО ЖИЗНЬ ОКАЯННАЯ…