LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Смутное время – «переходный возраст» царской России

В Московском государстве сложилось два влиятельных класса: боярство – представители потомственной русской аристократии, из поколения в поколение получавшие навыки государственной службы, и дворянство (служилые люди) – военнослужащие царского войска и подчиненные лично царю чиновники. Дворяне нередко имели простое (и даже рабское) происхождение, поэтому в целом были менее умелыми в государственных делах, чем бояре, но отличались личной преданностью царю, из рук которого получали жалованье и землю – поместье. Работавшие в поместье крестьяне содержали дворянина и его семью. Если дворянин выходил из повиновения царю, тот отбирал у него поместье. Бояре были более сведущими в политических вопросах, но обладали собственной неотчуждаемой землей с содержавшими их крестьянами, поэтому руководствовались больше своими классовыми интересами, чем царскими. Именно бояре, тяготившиеся усилением царской власти, становились главными жертвами репрессий Ивана IV, но совершенно обойтись без их политического опыта царь не мог, поэтому они оставались влиятельной прослойкой населения. И после смерти Ивана IV боярство стало снова обретать былую политическую силу. Это очень не нравилось дворянам, весьма скромные поместья которых не могли конкурировать с мощными латифундиями бояр, и дворяне, будучи прямыми царскими слугами, пытались противостоять боярскому влиянию.

 

Конкуренция за право быть правящим классом между боярами и дворянами и легла в основу череды бурных и кровавых событий российской истории, известной как Смутное время. Впрочем, во время правления Федора Ивановича, когда реальная власть принадлежала Борису Годунову, в Московском государстве царили давно не виданные мир и спокойствие. Борис как государственный руководитель был очень усердным и компетентным. По происхождению он был дворянин, потомок незнатных татар, но, выслужившись у Ивана IV, получил боярский чин. Таким образом, его возвышенное положение удовлетворяло и бояр, и дворян. За неполные четырнадцать лет времени царя Федора русский народ жил в благополучии и стабильности. На фоне этого не очень было заметно окончательное прикрепление обслуживавших дворянские поместья крестьян к земле: в 1581 г. был издан указ об отмене права осеннего Юрьева дня, за две недели до и в течение двух недель после которого крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Это событие считается началом крепостнической эпохи в России. В этот период почти завершилось присоединение к России Западной Сибири и разгром русскими Сибирского ханства (окончательно Западная Сибирь закрепилась за Московским государством в первые годы после смерти Федора Ивановича). 5 февраля 1589 г. в России было учреждено патриаршество: Русская Православная церковь стала независимой от Константинопольского патриархата, который подчинялся османскому султану.

 

Пожалуй, только одно событие всерьез омрачило годы царствования Федора: смерть в городе Угличе его младшего брата малолетнего царевича Дмитрия. Произошло это 15 мая 1591 г. Дмитрий вышел из дома, в котором жил со своей матерью вдовой Ивана IV Марией, играть с другими детьми в «тычку», т.е., на дальность и меткость бросать нож или большой железный гвоздь. Через несколько минут его обнаружили мертвым и окровавленным во дворе. Поднялась тревога, Мария в исступлении кричала, что ее сына убили присланные надзирать за ними из Москвы царские чиновники. Сбежавшийся народ рассвирепел и тут же растерзал предполагаемых убийц. Расследовать гибель царевича прибыла комиссия во главе с боярином и князем Василием Шуйским. По ее выводам, Дмитрий скончался, в приступе эпилепсии, которой страдал, упав на «тычку», т.е., погиб вследствие несчастного случая. О несчастье через некоторое время забыли, но впоследствии это злополучное событие станет темой жестоких спекуляций, вдохновивших русский народ на опустошительную и кровавую гражданскую войну.

 

В 1598 г. умер Федор Иванович. Царь был бездетным, и с его смертью пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, правивших русскими землями с IX в. Российский престол остался без наследников. Многие представители высшего света Московского государства предложили венчать на царство женщину – царицу Ирину, сестру Бориса Годунова. Однако Ирина, не желавшая заниматься государственной деятельностью и скорбящая по ласковому мужу, постриглась в монахини. Тогда патриарх Иов предложил возвести на престол единственного, кто еще остался из людей, имеющих хоть какую‑то родственную связь с покойным царем: Бориса Годунова. Предложение по тому времени звучало немыслимо и даже дико. Многие московские сановники воспротивились, в том числе и сам Борис. Посадить на трон человека не то что не царских, но даже по сути не знатных кровей, противоречило всем принятым в Европе (а Россия, хотя и имела свои определенные культурные и политические особенности, все‑таки была европейской страной) традициям, встречалось только в сказках. Иов тогда созвал Земский собор – съезд делегатов от всех сословий из всех российских областей. Собор поддержал его предложение венчать Годунова на царство. Однако первое лицо в государстве все равно упорно отказывалось делать официальный шаг и подкреплять свою фактически уже много лет верховную власть наличием скипетра и державы. Его страх был понятен: многие дворяне могли не признать законность такого «престолонаследия» и поднять мятеж, к тому же, вероятно, испытывал он и религиозный трепет перед официальным занятием места божественного наместника. В конце концов Иов пригрозил Борису отлучить его от церкви за то что он хочет единственную в мире православную державу оставить без правителя. Чтобы подбодрить оробевшего сановника, Иов организовал крестный ход – торжественное испрашивание Божьего благословения, и 21 февраля 1598 г. Борис Годунов был венчан на царство, став, таким образом, уже не только фактическим, но и юридическим правителем России.

 

Борис Годунов, чувствуя идеологическую шаткость своего положения на престоле, сразу поспешил задобрить народ. В Москве с широким размахом прошли празднества. Была объявлена всеобщая амнистия заключенных. Новый царь раздал щедрую милостыню беднякам и на некоторое время прекратил казнить преступников. Стремясь вывести Россию на более прогрессивный культурный и технический уровень, Борис усилил контакты с развитыми странами Европы, в которых, имеющих удобные выходы в мировой океан, тогда начали зарождаться капиталистические отношения. В Москву стало прибывать много иностранных специалистов. Царь высказывался о том, чтобы открыть в Москве первый университет для обучения русской молодежи наукам у себя на родине, однако этому воспротивилось православное духовенство, которое опасалось, что европейские преподаватели (собственных в Московском государстве еще не было) – приверженцы протестантизма или католичества, будут оказывать на молодежь «неправильное» духовное влияние.

 

TOC