Светорада Медовая
Кима не сразу сообразил, что разговор ведется по‑славянски. Ну да это не главное. Главное он уже уяснил: негаданная встреча ничего плохого не сулит.
Тот, кого звали Стрелком, снял лыжи, плюхнулся боком в сани подле кадок с медом и сказал:
– Для мерянина ты уж больно бойко говоришь на языке почитающих Перуна[1]. Мы‑то опасались, что едва сможем с мерянами знаками объясниться.
– Зря опасались, – погоняя вожжами лосей, ответил Кима. – Словене[2] уже давно в нашем краю живут, вот мы и выучились их разговору.
Меж тем красавица бросила на Киму задорный взгляд, от которого молодой мерянин вообще разомлел, даже забыл покрикивать на лосей, перешедших на тряскую рысь под новым грузом. И казалось парню, будто от попутчицы свет исходит – так ясно и хорошо вдруг на душе сделалось. Девушка сидела почти рядом, он видел ее тонкий профиль, темные длинные ресницы, переброшенные на грудь золотые косы.
– Так вам до Ростова? – осмелился он начать разговор.
Ответил Стрелок:
– Нам путь сюда в племени голядь[3] подсказали, заверив, что встретим тут тех, кто до Ростова поможет добраться. Вот нам с тобой и повезло. Лоси у тебя сильные, да и язык наш знаешь.
Кима стал пояснять:
– Мать моя мерянского племени, а отец… О, мой батя словенин! Нечаем зовут, и родом он новгородец. Хотя после того как князь Олег Вещий посадил своих людей в граде Ростове, батя мой больше в Новгороде не бывал. Местным стал. И не последним человеком, замечу. Гривну[4] воеводы носит.
Кима гордо заулыбался, погоняя лосей, и не заметил, какими взглядами обменялись негаданные попутчики. Потом Стрелок придвинулся и осторожно спросил:
– А князь Вещий… Он как, бывает в здешних краях?
Кима захихикал, а после сказал, что, мол, князь Олег Вещий и птицей летает в поднебесье, и волком рыщет в чаще, и рыбой‑щукой кружит под водами, потому как он ведун и он везде. Да только с тех самых пор как князь назначил своего посадника в Ростове, нужды самому сюда являться ему нет. Дань ведь от племени мерян ему исправно в Новгород доставляют, а за всем тут следит верный человек – посадник Путята. Ну а при нем и родитель Кимы состоит, воевода Нечай. И когда его мерянский сын Кима приезжает из лесов в Ростов, Нечай его всегда хорошо принимает и сажает подле себя.
По своей природе этот мерянский парень был на диво болтлив: говорил и говорил, забыв, как еще недавно опасался встреченных им чужаков. Казалось, он готов был всю свою жизнь рассказать, и даже не заметил, что на его попутчиков будто нашло некое успокоение, едва поняли, что в Ростове им встреча с князем Вещим не грозит. Хотя Стрелок и уточнил: часто ли люди Олега в Ростов наведываются? И остался доволен, узнав, что сам Кима никого из них тут никогда не видел.
Через некоторое время Кима опять запел обо всем, что было вокруг: о коряге у дороги, о сверкающем пушистом снеге на елях, о стуке дятла в морозном лесу. И просто просиял мерянин, когда красивая попутчица стала в лад подпевать ему: мол, и лоси хороши у возницы, и правит он лихо, и сам хорош да любезен. А там и Стрелок вдруг запел: дескать, мерянину все удается в пути, и то, что он не столько на дорогу, сколько на девушку глядит – так для умелого и ловкого парня это безделица: он не собьется с пути, не завезут его лоси невесть куда.
Кима хоть и был прост, но уловил намек, смех его понемногу смолк и задумался он, обижаться ли на Стрелка или смолчать. Но тот сам разрядил обстановку, когда достал из своего мешка завернутый в тряпицу кусок пирога и разломил его, протянув половину Киме.
– Угощайся, хозяйка моя пекла. И хоть тесто уже поостыло, но от мороза брусника в нем хуже не стала. А жену мою Светой зовут.
Последнее он сказал с такой гордостью и теплотой, что Кима понял: ценит Стрелок свою ладу, в обиду не даст, да и никому другому не уступит.
Мерянин стал жевать. Пирог и впрямь был что надо: мука хорошего помола, а брусника в тесте кисло‑сладкая, душистая. И все трое только дружно рассмеялись, когда сани, подскочив на ухабе, разом подбросили их, а кадки с медом громыхнули, но не свалились – Стрелок заботливо поддержал.
Подкрепившись, Кима вновь принялся болтать:
– А меня все кличут Кимой Нечаевым сыном. Селище мое своим покровителем почитает хромого бобра. Старцы сказывали, что, когда пращуры выбирали, где станут жить, место для поселения им и указал этот хромой бобер. Мать моя там и живет, а отец… ну так сказывал уже. Однако о себе я вам все поведал, а вы все отмалчиваетесь. Вот и спрашиваю: каким ветром вас занесло в наши края? Хотя сам вижу, что издалека вы: и мешки у вас дорожные, и говорите вы не так, как словене в Ростове.
– Мы из племени вятичей[5], – ответила Света, но сперва, как показалось Киме, взглядом испросила разрешения у своего Стрелка.
Про себя Кима подумал, что он бы ни за что не стал таскать по лесам такую красу. Хотя… Что там говорить, мерянские девки и бабы тоже были лыжницами не последними. И все же конец зимы не самое хорошее время для путешествий. Да и податься вот так вдвоем в леса… Мало ли что у этой пары стряслось, раз мыкаются по свету.
Любопытство разбирало парня, вот и спросил:
– А что же заставило вас тронуться в путь до того, как Туня‑юмо[6] не прислал свои теплые ветра для разгона зимней стужи?
Ответил Стрелок:
[1] Перун – бог‑громовержец, податель грозы, а также воинской удачи; главное божество в древнерусском языческом пантеоне.
[2] Словене – древнеславянское племя.
[3] Голядь – древнее славянское племя.
[4] Гривна – нашейное украшение из золота или серебра, зачастую служившее знаком отличия или признаком чина; так же называлась и денежная единица в древней Руси – серебряный слиток весом около фунта.
[5] Вятичи – славянское племя.
[6] Туня‑юмо – божество ветров в финно‑угорской мифологии.