LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

«Титаник» и другие корабли

Мы благополучно миновали шторм и, увидев остров Сен‑Поль, на этот раз будучи уже в безопасности, повернули на север, к морю благоухающих запахов. Вверх по Индийскому океану и мимо от Андаманских островов, где аромат специй разносится над морем, как в прославленной аптеке. Именно здесь можно понять происхождение сказки о морском змее, который на самом деле является морским угрем и в изобилии водится в этом море, так что его легко можно увидеть с борта парусника. Они не могут окружить землю, но они достаточно велики, чтобы окружить хороший парусный корабль – однако нет опасности в том, что они когда‑нибудь это сделают; на самом деле, таково меню на борту корабля, что мы были бы только рады, если бы они это сделали.

Именно в Индийском океане мы столкнулись с моим единственным циклоном. Волосы дыбом он поднимал на отлично. Как правило, существует много предупреждений, что скоро начнет образовываться циклон, и нет никакого оправдания, если кто‑то попадет в него без подготовки. Например, задолго до того, как появятся видимые признаки образования циклона, барометр вас предупредит об этом, как это было с нами.

Двадцать четыре часа спустя мы начали крениться на юго‑восток, и большое волнующееся море без всякой видимой причины начинало идти по кругу. Ветра почти не было, но зато были огромные массы облаков. Когда вода стала желчно‑зеленой, мы увидели вспышки молний, злобные и угрожающие.

Задолго до этого корабль плотно шел под тремя нижними марселями. Нужно было позаботиться о том, чтобы все паруса были спущены, потому что ветер, когда он придет, вырвет парус так же легко, как он сдует бумажный пакет. Все матросы должны быть на палубе и буквально стягивать паруса вниз к реям; ни один кусочек паруса, даже размером с носовой платок, не должен быть оставлен для того, чтобы ветер мог за него ухватиться. После того, как налетает полноценный циклон, ни один человек не может даже держаться за такелаж, не то что за закрепленные паруса.

Нам повезло. Мы потеряли пару стакселей, вырвало несколько канатов и один нижний марсель сорвало начисто со шкаториной. Сопровождалось это звуком выстрела шестидюймовой пушки.

Этого бы не случилось, если бы из‑за какого‑то просчета мы не пропустили, что центр циклона пройдет через нас.

Циклон, как известно, представляет собой вращающийся круговой шторм с центром в виде полного штиля. В старину, еще до того, как тоннаж кораблей достиг четырехзначной величины, вошло в поговорку, что ни один корабль не может пройти через центр циклона и остаться в живых. Море просто обрушивалось со всех сторон, заполняя корабль водой и отправляя на дно. Но с высокими бортами и большими отверстиями для слива воды мы доказали, что через него можно пройти; и в том числе с небольшим количеством повреждений. Помимо того, что случилось с кораблем, добавьте три сломанных ребра и сломанную руку, что добавило к нашим общим потерям еще больше. Это произошло, когда мы были в центре циклона. Во что бы то ни стало мы должны были поставить корабль на другой курс, чтобы встретить перемену ветра, и для того, чтобы спасти себя и корабль, это должно было быть сделано в то время, когда мы находились в ужасном водовороте в центре, а волны поднимались прямо в воздух и с грохотом падали на палубу со всех сторон.

Однако нам это удалось, и корабль был развернут до того, как ветер снова ударил в нас, мгновенно и с полной силой, в диаметрально противоположном направлении, откуда он был раньше. Именно в этот момент крюйс‑марсель с пушечным грохотом рухнул с болтовых тросов. Выйдя из циклона, когда ветер перешел в настоящий шторм, все силы были брошены на расчистку места падения паруса. И все же время от времени море с грохотом набегало на борт, и человека, застигнутого врасплох, быстро смывало за борт. Сотни и сотни саженей канатов должны были быть протянуты через отверстия для слива воды; разорванные паруса нужно было убрать, а целые – поднять в воздух. Все матросы на палубе, без единой мысли о сне или отдыхе; о горячей пище, конечно, тоже не могло быть и речи. Циклон всегда кажется коварным зверем по сравнению с хорошим прямым ударом, который можно получить от гористых, но обычных волн у мыса Горн, или идя на восток вниз, или даже в Северной Атлантике, печально известной своими злобой и беспощадностью.

 

ГЛАВА 14. «АКУЛЫ»

 

Один из видов спорта, который всегда пользуется популярностью на парусном судне – это вечная война с наследственным врагом моряка, акулой. Идеальное состояние для ловли акулы – это спокойный день, когда корабль плывет по гладкому, как стекло, морю; просто ленивое движение, достаточное для того, чтобы паруса мягко скользили взад и вперед поперек мачты. Даже с палубы при таких обстоятельствах ясно видна малейшая рябь на поверхности воды, а для человека, находящегося наверху, море – открытая страница на много миль вокруг. В результате, когда акула высовывает свой плавник над водой, его сразу же замечают.

Сразу, как только этот зловещий черный треугольник, рассекающий прозрачную воду, становится виден, незамедлительно слышен крик какого‑то остроглазого мальчика у салинга: «Акула с такого‑то борта» или «Акула впереди», в зависимости от обстоятельств.

В дисциплине парусного судна – которая столь же строга, как и дисциплина военных – не допускается никаких посторонних слов или указаний; но этот крик передает всю необходимую информацию вахте внизу, и большего не рассчитано передать. Пара рук вываливается наружу со своим акульим крючком и веревкой, гарпуном и приманкой.

Лично я никогда не отдавал предпочтение акульему крючку, массивной большой штуке с прикрепленным куском цепи; на самом деле, за все время моего пребывания в море, хотя я поймал десятки акул, я не ловил ни одной с помощью акульего крючка.

Что мне больше всего нравилось, так это крючок для дельфинов, три шестнадцатых металла и три дюйма между шипом и хвостовиком. Все это вы почти можете держать в ладони своей руки.

Около трех футов многопроволочной жилки, крепившейся за хвостовик, и большой моток шнуровки, или же морского линя, как ее иногда называют – она была ненамного толще тяжелой коричневой бечевки. Таковым было мое полное снаряжение.

Крючок, утопленный в добротном куске жирной белой свинины размером с кулак, свисающий за корму, представлял собой самую привлекательную приманку, без каких‑либо признаков крючка или веревки. Следующим шагом было выбросить несколько кусков свинины, чтобы привлечь акулу с ее рыбой‑лоцманом поближе к крючку.

TOC