Вишни. Роман в двух книгах. Книга вторая
– Партия комсомолу скажет – надо! А комсомол ответит – есть! – уже с улыбкой, подмигнув растерянной Лизе, девизом ответила Ленка и продолжила, – «не умеешь – начат, не хочешь – заставят!».
– Извините, девчонки, что такие проводы получились! И Лена права, мне нужно собраться и попробовать выспаться в гражданском общежитии, перед военной казармой.
Батайская школа подготовки зенитчиков‑артиллеристов располагалась на юго‑восточной окраине города, где ранее с 1931 года размещалась 1‑я авиационная школа Гражданского Воздушного Флота СССР им. П. И. Баранова, а с 1939 года передислоцировалась на обжитую и обустроенную территорию Читинская авиационная школа, переименованная в Батайскую авиационную школу летчиков им. А. К. Серова. С октября 1941 года, школа эвакуировалась в г. Евлах Азербайджанской ССР.
Конечно, не все учебные здания и казармы были полностью пригодны для учебного и тренировочного процесса, но за три‑четыре месяца приведены были в надлежащее состояние. Для некоторых окончательный косметических работ даже привлекались девушки‑курсанты, имеющие навыки выполнения шпаклёвочных, побелочных и покрасочных работ. Эти работы они выполняли, без отрыва от занятий по военной специальности и основных дисциплин, а за счёт строевой подготовки и отрыва от других общехозяйственных и уборочных работ.
Условия обучения и коммунальные условия в казармах были сносные, но без особого учёта на женский контингент. Конечно, для войны не бывает скидок и немецкие бомбардировщики, летящие бомбить тот же Ростов, с аэродрома, расположенном в г. Таганроге, не будет сверху девушкам, вместо бомб розы и ромашки, а в ответ должны получить не воздушные поцелуи девушек‑зенитчиц, а «пощёчины» из автоматических зенитных орудий и пулемётных расчётов.
Как часто напоминал командир учебной роты, особенно в первые дни учёбы, делая замечание:
«Вы там, на гражданке были девушками, а здесь вы, со дня принятия присяги становитесь бойцами нашей славной Красной Армии, красноармейцами. А стало быть, Уставы, написанные без учёта, что вы носите, юбки или брюки, для всех едины и исполнять их должны беспрекословно все, перенося тяготы службы. Да и белья женского того не предусмотрено, с подтяжками и рюшечками…».
Конечно же, условия проживания в казарме, несколько отличались от тех, что были в общежитии, но в сравнении с временем до войны, а сейчас совсем незначительно. Так как все курсантки школы в большей или меньшей степени испытали и оккупацию, и проживание без удобств, и бомбоубежища, и подвалы, а порой и унижения, проявляемые в самых разных видах, вплоть до насилия.
Лиде учёба давалась легко. Руководство школы, бесспорно, узнав о выполнении её обязанностей комсорга, тут воспользовались этим и без возражений, единогласно была избрана комсоргом учебного взвода зенитчиков ствольной артиллерии.
Пришлось привыкать всем к наматыванию портянок, умыванию и купанию в холодной воде. С духом закалялось тело, что для многих уже давно было делом привычным за два года войны.
Хоть и весна вступила в свои права, только это замечать девушкам было некогда. Личная жизнь, если это можно так назвать сводилась к двум часам приведения себя в надлежащий порядок и времени, для написания писем домой или подругам, а у кого был – любимому человеку или проще говоря, парню, с кем были в своё время встречи и даже определённые планы на совместную семейную жизнь. Было во взводе человек пять молодых женщин, у которых были зарегистрированные браки, но детьми ещё обзавестись пока не успели. И у двоих из них уже точно от тех, кто никогда уже не сможет носить почётное звание отец, никогда детей не будет по понятной причине – они погибли, защищая Родину.
– Взвод, приготовиться к построению, – скомандовал заместитель командира взвода курсантов‑зенитчиков, после заправки коек, принятие водных процедур и одевания, старший сержант Гордиенко.
Движения девушек, хоть и были, на первый взгляд хаотичными, но имели рациональные траектории движения и с каждым днём всё больше напоминали организованные потоки, без излишних столкновений и неразберихи.
– Взвод, в две шеренги, по отделениям – становись! – указав левой рукой направление построения взвода скомандовал заместитель командира.
Девушки быстро и по ранжиру выстроились, справа на лево, по отделениям. Было слышно слабое шушукание и шорканье подошвы сапог о давно требующих покраски полов. Вошёл командир взвода, лейтенант Колесов.
– Равняйсь, смирно! – скомандовал сержант и строевым шагом, вытянув и без того длинные пальцы правой руки, прислонив их к пилотке, с прижатой к правому бедру левой руки, с левой, высоко поднятой ноги, направился с докладом к командиру, – товарищ лейтенант, взвод, для перехода в столовую построен. Замкомвзвода, старший сержант Гордиенко.
– Здравствуйте, товарищи курсанты! – громко и зычно поздоровался командир взвода.
– Здравия желаем, товарищ лейтенант! – дружно и синхронно, в унисон произнесли приветствие курсанты.
Лейтенант, чернявый молодой офицер, с аккуратными усиками, которые он отпустил перед самым открытием занятий в школе, чтобы выглядеть солидней, отдавая честь, в отличие от сержанта, держал свою ладонь как‑то смешно, «крышей домика», медленно обвёл, с важным видом строй взвода, от командира первого отделения, курсанта Шлыковой, до заключающего строй, ставшего после доклада на левый фланг, старшего сержанта Гордиенко и так же громко отдал приказ:
– Вольно!
– Вольно! – продублировал приказ замкомвзвода.
– Отправляйте взвод в столовую, – непривычно тихо, заложив руки за спину, отдал приказание своему заместителю лейтенант.
– Есть! – чётко ответил, козырнув, сержант и подал команду взводу, – напра‑во! Для построения на улице, с левой колоны, по одному, бегом – марш!
Пайки, хоть и были, если сравнивать с тем, как могли позволить себе питаться, обеспеченные работой городские жители, чуть поскуднее, как шутили девушки – «диетные, дабы фигурки не испортить», но по существующим нормативам, а кто‑то из девчат и такой еды долгое время не видели. После завтрака, взводы, представляющие заодно и учебные группы по различным военным специальностям, разводились по учебным классам или на полигон.
Была здесь и спортплощадка, и полоса препятствий, и завешенные маскировочными сетками самолёты, в виде образцов отечественные и вражеские и в виде макетов.
В школе, кроме бойцов зенитно‑артиллеристских расчётов, обучали также и специалистов зенитно‑пулемётных и прожекторных расчётов. Конечно, каждые выполняли свои конкретные задачи и без любого звена в цепочке ПВО, невозможно было защитить небо над городами, объектами или аэродромами от посягательств незваных летунов, с крестами на крыльях. Но, всё же было негласное, а иногда даже открытое, в спорах между представительницами разных учебных групп, мнение, что самым престижным, «королевским» в системе противовоздушной обороне, является зенитная артиллерия.
