LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Беспечность волхвов. Часть 1

– Почему?

Волков скривил рот:

– А… Все не так просто, как ему кажется. Это же интернет. Он живет своей жизнью. – Он махнул рукой: – А‑а‑а… Долго рассказывать. Я чего пришел‑то. Идея с пасьянсами интересная. Только я до конца в нее не врубаюсь Может, я на покере, как говорится, зациклился. Мозги враскоряку стоят.

Богданов наморщил лоб и почесал рукой голову.

– Ну, идея‑то с использованием игральных карт сохранилась. Прогнозирование будущего путем раскладывания карт из колоды. Идея, конечно, сама по себе не новая. Но, может, это и хорошо. Привычный подход, следовательно, привычное для клиентов клише. Привычней воспринимается.

Леонид сокрушенно вздохнул, решив подсластить пилюлю:

– Мы все в той или иной степени консерваторы и конформисты Хотим привычных схем и стереотипов. Боимся новизны и одновременно по ней тоскуем.

Волков озабоченно поморщился.

– Понимаешь, Лень, все дело в том, что выиграть можно только у кого‑то. Во всяком случае, в покере. А в пасьянсе‑то выигрывать просто не у кого.

Богданов озадаченно впился взглядом в приятеля:

– Ну, я не знаю. А что, просто так не может человеку повезти?

Александр ехидно улыбнулся:

– Интересная мысль. Главное, свежая. – Он удрученно выдохнул воздух. – Может повезти, а может и нет. Жизнь штука полосатая. Сегодня белая полоса, завтра черная. Да и удачи мы ощущаем только на фоне пережитых неудач, Так сказать, на контрасте.

Волков испытующе посмотрел на Богданова:

– А знаешь, что самое паршивое? Это серая жизнь. Полное отсутствие значимых событий. И хороших и плохих. Однообразие.

Волков повозил дном бокала по столу.

– И еще. Для полноты ощущения жизни нам нужен реальный противник. Реальный, а не выдуманный. Бой с тенью – плохая замена. Воображение всегда делает противника слабее нас. Реальный соперник может оказаться куда сильнее тебя и уж точно играть в поддавки не будет.

Богданов скривил рот.

– Ну, в предлагаемом тобой варианте игры реальных игроков тоже не наблюдается.

Волков потупился:

– В какой‑то мере ты прав. Я только сейчас понял, что именно это меня подспудно и смущало. – Он поднял печальный взгляд на Леонида: – Игра. В большинстве случаев игра – это просто имитация реальности с целью отработки практических навыков. Кроме интеллектуальных игр. Шахматы и карты никакой конкретной реальности не имитируют. Эти игры призваны совершенствовать интеллект. Поэтому они перешли из разряда виртуальной реальности в самодостаточную реальность. Цель игры поменялась. Целью стала смена одной реальности на другую.

Богданов молча переваривал исповедь друга. Волков продолжил:

– А я хочу совершить обратный переход. Из абстрактной реальности игры в предметную плоскость реальности жизни. Стимулировать людей на достижение практических задач, а не виртуальных.

 

Нестыковка

 

Богданов задумчиво покрутил в руке бокал с пивом и потерянно заметил:

– В реальной жизни люди ставят перед собой вполне конкретные цели. А в твоем случае ты никаких целей перед людьми не ставишь.

Волков ткнул указательным пальцем в сторону Леонида:

– Вот именно. Знаешь, чем меня твоя идея с пасьянсом впечатлила и чем понравилась? Ты сказал, что люди сами ставят перед собой цели. Сами! Свои, а не навязанные им каким‑то чужим дядей. Только таких целей они будут с упорством добиваться. Остается маленький вопрос, маленькая проблема. Люди зачастую сами не знают своих истинных целей, а если знают, то откладывают их исполнение на неопределенное время. Когда‑нибудь потом, а сейчас не до этого. Заменяют их суррогатами, типа заработать побольше денег, потому что деньги помогут решить любые проблемы. А это коварная подмена. Они упускают один самый важный фактор – время. Время всегда в дефиците.

Богданов снова впал в ступор и промямлил:

– Не понимаю, как ты собираешься это сделать. В смысле стимулировать людей на выявление их истинных целей.

Александр неопределенно пожал плечами:

– Не знаю. Пусть сами определяются с целью. Я только могу стимулировать людей на достижение этих целей. Ускорить процесс.

– А если цель, как ты говоришь, ложная?

Волков неопределенно пожал плечами:

– Не важно. Пусть достигают ложной цели. Всем свойственно ошибаться. На ошибках учатся. Опыт, между прочим, достаточно ценное приобретение. Главное не сидеть сложа руки.

Богданов наморщил лоб.

– Похоже, у тебя большая дыра в методологии, Саня.

Волков довольно беспечно отреагировал на замечание друга:

– А‑а‑а, наплевать. Главное – начать, как говорил Михал Сергеич. – Он задумчиво прищурился. – В общем, это должен быть и не покер, и не пасьянс. Что‑то вроде подкидного дурака. В дураке, правда, проигравший только один. Это не совсем жизненно. Только один выигравший или только один проигравший. Скучно. Двоичная логика. Меня тошнит от закона исключения третьего. Но это поправимо. Используем многозначную логику, как в нечетких множествах и алгоритмах. Величина выигрыша зависит от очередности игроков избавления от карт. Ладно, это я доработаю.

Он вздохнул:

– Итак, что мы имеем с гуся? Исходные данные: игроков произвольное количество, количество карт в игре постоянно пятьдесят два. Точками отсчета в игре являются случайно сданные на руки карты и ходы игроков.

Теперь Богданов смотрел с сарказмом и иронией на Волкова. Тот отнесся к этому оптимистично и весело пояснил:

– Ну, это как конечный автомат Мили. Описать его работу можно либо системой логических уравнений, либо соответствующей ей таблицей переходов состояний и выходных значений. Входные воздействия – сданные карты, выходные значения – величина банка и выигравшие игроки. Теперь смотри, что самое интересное. Внутренняя структура такого автомата реализуется случайным образом и зависит от расположения карт в колоде и количества игроков. Как нетрудно подсчитать, таких вариантов не менее чем факториал пятидесяти двух.

 

TOC