Безымянная скрипка
– Хочешь сказать, тебя там не было? – Бафомет прищурился. – А твоя маска – что, по‑твоему, кто‑то еще носит твою белую маску кроме тебя, Виктор?
Только один человек мог быть в этой чертовой маске… Я ничего не смог ответить – у меня перехватило дыхание.
Он был здесь, он ходил по коридорам, и его перепутали… Перепутали со мной!
Как он посмел заявиться сюда, да еще и выдавать себя за меня?! Я убью его, я из него новую маску сделаю, если он еще раз мне попадется – а скрипку его сожгу! Зачем он вернулся, что ему от меня надо? Я же вернул ему скрипку, я же сделал все так, как он просил…
– Я вспомнил, – пробормотал я упавшим голосом. – Я был не в себе, парни, извините.
Все уставились на меня – но через пару мгновений напряжение спало, будто я произнес волшебное заклинание. Спустя минуту мы уже вернулись к прерванной репетиции. Про скрипку так никто ни разу не спросил.
Они просто ждали, что я с ними соглашусь.
Мне было не по себе. Я солгал им. Зачем я скрыл правду, что меня преследует психопат в черном плаще, зачем я продолжаю делать вид, что все в порядке?
Репетиция отвлекла от навязчивых мыслей. Сейчас это неважно, сейчас все как всегда…
Я успокаивал себя тем, что пока я с демонами, черная тень ко мне не приблизится – но в глубине души я жаждал встречи с ним.
27. Три вида тени
– Еще в конце XVII века Филиппо Бальдинуччи в своем «Тосканском словаре искусства рисунка» обращал внимание на тени – как на особый повествовательный инструмент в изобразительном искусстве, – вещал лектор с трибуны. – Тень есть неосвещенная часть поверхности плотного предмета, расположенная на другой стороне от освещенной стороны. Тень на языке живописцев означает участок темного цвета, который, постепенно переходя в светлый участок, придает предмету объем.
Я разглядывал потолок Зала Пятисот – помещение на первом этаже Палаццо Веккьо, самого большого в мире зала заседаний гражданской власти – в сто семьдесят футов длиной, семьдесят футов – шириной, пятьдесят девять – высотой… Я запомнил числа ненамеренно, я всего лишь полюбопытствовал, какой дворец в очередной раз во время путешествия по Флоренции посетит сэр Ли.
Мне было семнадцать, он старался дать мне все и даже больше. Он всегда брал меня с собой в командировки, я впитывал знания как губка, я старался наверстать упущенное, мне все было в новинку.
Архитектура Возрождения вызывала у меня смешанные чувства – в том числе и необъяснимой жути, еще более экзистенциальной, чем готика и неоготика. У меня в голове не укладывалось, как много десятилетий человеческих жизней и неустанного труда впитал в себя каждый расписанный камень. Каждый объект, на который натыкался взгляд, был произведением искусства.
Фрески и мраморные статуи – с пересказом истории флорентийцев и фамилии Медичи – августовским вечером окружали более трех сотен зрителей в Старом Дворце, пришедших послушать какого‑то доктора‑искусствоведа, куратора библиотеки Каппони. Его доклад – увлекательное путешествие в сюжеты полотен художников – был про тени – на которые обыкновенный зритель не обращает внимания.
– Существует три вида тени – собственная тень, полутень и падающая тень, – рассказчик незаметным движением переключил слайд. – Собственная тень есть тень на предмете как таковом. Возьмем шар: с одной стороны у него будет свет, и свет этот постепенно при изгибе формы будет становиться все темнее и перейдет в неосвещенный участок, который и зовут тенью.
Сэр Ли не отрывал взгляда от лектора на трибуне, его молодой помощник скучающе разглядывал зрителей в Зале Пятисот, шевелясь на стуле, подпирая коленками ряд впереди, а я старался даже дышать тихо – чтобы не навлечь на себя гнев притаившихся на фресках и за статуями теней – которых, как мне казалось, не три вида, а даже больше.
Галстук‑бабочка – как и парадный черный костюм и белая рубашка – были будто отдельно от меня, пусть и были сшиты на заказ накануне, специально для выхода в свет. Сэр Ли после мероприятия будет по обыкновению болтать с историками, искусствоведами, представителями местного светского общества, а мы с его помощником пойдем есть мороженое.
Конец ознакомительного фрагмента