LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Был день осенний

Матвей вместо сказок на ночь рассказывал сыну о героических подвигах донцов‑удальцов и об их предках, которые славно били Наполеона. За это их фамилия была занесена в реестр войсковых старшин Всевеликого войска Донского и они имели право на поступление в военные училища Российской империи. За ревностное служение Родине и исключительную храбрость, проявленную во время Крымской кампании 1853–1856 годов, Самойловых возвели в дворянское сословие. Они и так не пасли задних, а тут ещё и это…

Также они участвовали во всех эпизодах Русско‑турецкой войны 1877–1878 годов.

В таком духе воспитывался сам Матвей, а затем и Костя. Благо было кому сохранять традиции служения Отечеству. Дома хранились летописи воинской славы рода, да и деды с материнской и отцовской стороны вносили свою лепту в процесс.

Брат Матвея Василий служил в казачьем полку в самой Москве, там же женился, туда же звал и его самого.

Матвей ссылался на занятость в связи с воспитанием сына и хозяйством, а на самом деле попросту пытался забыться. Утрата любви всей его жизни подкосила есаула, и в просторах Дона его душила тоска по Елене, чьей ласки более не было. Порой, просыпаясь среди ночи в холодном поту, он слышал дыхание жены рядом. Её образ виделся во всём. Даже в ликах икон в церкви он видел её – ту, что была на сердце и душе.

Но надо было жить настоящим. Этим настоящим был сын Костя.

Летом 1914 года Матвей всё‑таки поехал вместе с сыном в Москву к брату. Они гуляли по первопрестольной, Костя впервые после Новочеркасска был в большом городе. Для него всё оказалось в диковинку. Магазины, кондитерские, большое скопление народа, красиво одетые дамы в сопровождении господ – всё вызывало у него восторг.

А больше всего поразил дядя, статный и лихой, как отец, и тётя Вера, добрая и нежная. В их доме царило радушие и спокойствие. Казалось, они не покидали родной станицы Манычевской.

Иногда, когда все были уверены, что Костя спит, Матвей вместе с братом Василием напивался. Это случалось крайне редко, ибо негоже было вдовцу и хорошему родителю, да ещё казаку пить вино.

У есаула вырывались стоны души, он клял бездарность генералов, которые, позабыв про честь и верность присяге, предавали своих же.

Сколько ещё такого будет?

 

Буду клять судьбу лихую,

по ночам стенать,

К Богородице святой

о помощи взывать.

 

– Василий, пойми же, нас посылали на убой вслепую, дело не в их императорской фамилии, а в бездарных генералах. Сколько по их глупости полегло в угоду непонятно чему! Прах моих товарищей развеян по сопкам Маньчжурии. Это измена.

– Ты не прав!

– Да что ты понимаешь! Ты видел, сколько крестов на могилах героев? Я верю в своё Отечество. Кому, как не мне, верному сыну Дона и Отечества, проливавшему свою кровь на полях сражений, об этом говорить? Когда же они, эти паркетные, поймут, что не массой людской, а умением надо побеждать?! На хрена рожает мать? Ведь не для того, чтобы её сын сгинул где‑то бесславно. Я люблю свою Отчизну, но я не хочу, чтобы меня, как слепого и бездумного теля, вели на убой.

Он пил и крестился перед образами.

– Костями наших предков усеян путь воинской славы. Где мы только не гибли! От Бородина до Шипки. Никто не может бросить мне в лицо, что я предал или струсил. Моя грудь в крестах, а голова не в кустах, и ты это знаешь не хуже меня. Многие потеряли веру в себя и наше Отечество. Я впал в уныние, которое, как ты сам знаешь, смертный грех. А эти революционеры только расшатывают веками устоявшееся: заграница нам поможет! А на кой чёрт мне она, когда меня моё устраивает?

Матвей говорил, и Василий его не перебивал: понимал, что у брата накипело. Кому, как не ему, он мог излить свою душевную горечь?

– Если сейчас мы не осознаем, то погубим то, что создавалось веками. Кому, если не нам, казакам, ревностным хранителям веры православной, поручено охранять Русь святую? Помяни моё слово, либерализация к хорошему не приведёт.

И вот они в Петербурге. Дворцовая площадь, с балкона Зимнего дворца помазанник Божий возвещает о походе в защиту братьев‑славян. Если бы он знал, что это приведёт к катастрофе, что недовольные затяжной войной массы низвергнут его, помазанника, а затем в Ипатьевском доме уничтожат всю императорскую семью, что предавшие его генералы развяжут одну из самых кровавых войн – Гражданскую, а Ленин со Свердловым проведут, по сути, геноцид казачества… Сколько верных сынов сложат головы от Восточной Пруссии и до Крыма! Но всё это будет потом, а пока интеллигенция и офицерство готовились к Первой мировой войне. В угоду Антанте император Николай Второй слал полки на помощь Сербии. Эти самые братушки и союзники будут предавать и плевать в спину русскому солдату. Так было в 1914‐м, так случится и в 1945‐м, но это будет позже. А сейчас воодушевлённые массы шли с плакатами «Живе Сербия».

Тогда ни Матвей, ни Костя не предполагали, что разлучатся на целых десять лет, что Костя пройдёт Гражданскую, избежит резни казаков в 1919‐м, переживёт Новороссийскую катастрофу и исход Белой армии из Крыма. Его, пятнадцатилетнего, выбросит волна на Лемнос, а через год он окажется во Франции. И даже там, в эмиграции, ему ещё долго будут сниться товарищи, погибшие на поле боя, те, с кем он был в одном строю…

Матвей в 1916 году в составе русского экспедиционного корпуса попадёт на Западный фронт, будет драться, и к его наградам прибавятся ещё два Георгия. После того как в феврале 1917 года свергнут монархию, он не вернётся в Россию и не будет участвовать в драматическом эпизоде русской истории – Гражданской войне, где брат на брата, сын на отца, всё против веры православной…

 

* * *

 

…Отец, перекрестив сына, отправил его на Дон, а сам ушёл на войну. Годы спустя они встретились случайно: полуголодный юноша на одной из улиц Парижа вдруг увидел мужчину, походившего на отца.

На чистом французском он спросил:

– Пардон, месье, вы, случайно, не с Дона?

Матвей, а теперь он звался Кристоф Робери, с удивлением и трудом узнал собственного сына:

– Костя?!

– Да, так меня звали в России.

– Сынок, мальчик мой! Какими судьбами ты здесь?

Не сдерживая слёз и не обращая внимания на окружающих, они обнялись и разрыдались.

TOC