Частный детектив Пятаков. Тайна художника
Антон не спеша поднялся по винтовой лестнице и вошел в свой офис, сварил ароматный кофе и, уже в спокойной обстановке, вновь погрузился в раздумья. А подумать было о чём. С одной стороны, круг подозреваемых вполне определён, всего‑то и нужно проверить их всех до одного. Но с другой стороны, зачем преступнику понадобилось затевать все эти сложности с подменой? Не проще ли было просто украсть картину, и дело, как говорится, в шляпе?.. Хотя, сам факт подмены ещё не установлен!.. А кроме того, в доме полно ценных вещей, но их преступник почему‑то не взял?.. Да и вообще, стоит ли доверять словам клиентки? Может, она – и этого сыщик не мог объяснить – морочит ему голову… Вопросы… вопросы… сплошные вопросы. Одно он знал точно: кто‑то посторонний побывал в квартире его клиентки, и это не вызывало никаких сомнений.
Караван мыслей прервал его помощник Леонид, как всегда шумно вошедший в кабинет.
– Приветствую, шеф! – бодро произнёс он и, заметив озадаченный вид начальствующего лица, спросил: – О чём призадумался?
– Доброе утро, Лёня! – поприветствовал Пятаков коллегу. – У нас с тобой новое дело! Вот над ним я, собственно, и ломаю голову. А задачка нам попалась непростая и со множеством неизвестных.
– Так у нас других и не бывает! – ухмыльнулся Филатов. – Ты же сам выбираешь те, что позаковыристее. А от простых вон отказываешься!
– Ну‑у, ты меня ещё будешь учить, как дела вести, – беззлобно ответил тот.
Лёня налил себе кофе, а Антон принялся рассказывать напарнику все подробности нового дела. Он с точностью изложил все факты, даже те, которые казались незначительными, но привлекли его внимание, и показал список подозреваемых.
– Немало народу! Придётся повозиться! – Филатов внимательно просмотрел список.
Пятаков согласно кивнул, отхлебнул кофе и подытожил:
– Вот что мы имеем… Первое: преступник проник на чердак и разобрал кирпичную кладку дымохода, ведущего в квартиру клиентки. Второе: спустил вниз какое‑то животное… Предполагаю, что это была небольшая обезьянка, которую он предварительно научил отключать сигнализацию, что она и сделала. Третье: вскрыл замок и проник внутрь, заменил картину копией. И тем же «макаром» покинул квартиру, включив обратно сигнализацию. При этом не оставил никаких следов своего присутствия… Ну, то есть почти никаких.
– Просто он не знал, что ты займёшься этим делом, и, как заправская ищейка, обнаружишь следы, скрытые от посторонних глаз в камине, – съехидничал Лёня.
Антон строго на него посмотрел и, не удостоив ответом, продолжил:
– Что из этого следует?.. – он вопросительно посмотрел на Филатова, тот пожал плечами, ещё не ухватил суть. – А то, что наш воришка совсем не дилетант. Обладает воровскими навыками. Для него не составило большого труда вскрыть замок. Он профессионал в своем деле, работает тихо и аккуратно, умеет хорошо заметать следы. Такого весьма непросто будет вычислить… Предположим, что клиентка сказала нам правду. Преступник ничего не взял, кроме картины. А у неё есть что брать! Уж поверь мне! У неё много чем можно поживиться. Зачем же ему понадобились такие сложности? Я всё никак не приложу ума, для чего эта махинация – разумеется, если предположить, что подмена всё‑таки была – и не проще ли было картину украсть и дело с концом. Ведь ему зачем‑то понадобилось провернуть эту аферу незаметно. Он даже потратил время и сделал копию. Подготовился ко всему заранее.
– Значит, ему было крайне необходимо, чтобы кража раскрылась как можно позже, а лучше и вовсе не обнаружилась, – озвучил свои умозаключения напарник.
– В точку! Вот и я тоже об этом подумал, – поддержал его шеф. – Полагаю, ему нужно было время для чего‑то ещё. Вот только я не понимаю, для чего?
– Может быть, он хотел продать картину и скрыться, на это ведь нужно время? – выдвинул предположение Лёня.
– Если верить словам клиентки, картина не представляет художественной ценности, – ответил в задумчивости Антон. – Картину написал её дед, а он не был известным художником. Эта версия не годится.
– А что, если под слоем краски скрыт какой‑нибудь утерянный мировой шедевр стоимостью в несколько миллионов?! – оживился Филатов, и глаза его жадно заблестели.
– Клиентка, что же, по‑твоему, была не в курсе, а какой‑то малый с улицы всё знал… Как‑то это не вяжется, – с сомнением произнес Пятаков. – Но отметать эту версию пока не станем. Она мне тоже приходила в голову. Всякое бывает.
Они оба призадумались и молча выпили кофе, сделав небольшую паузу.
– Предположим, что подмена всё‑таки была, – Антон продолжал раскручивать клубок своих умозаключений. – И я вот что подумал: ведь копию делают с образца! Так… А это значит, что у преступника, по всей вероятности, есть фотография картины, которую он сделал сам или от кого‑то получил.
– Получается, что вор или его поверенный бывали в квартире клиентки и сделали фотокопию полотна, – закончил за него Леонид.