Частный детектив Пятаков. Тайна художника
Клиентка жила в доме дореволюционной постройки. Дом был отреставрирован, блестел чистотой, и выглядел на все сто, наверное, и лет ему было ну никак не меньше. Антону безумно нравились такие дома, их величественная архитектура, очарование вековой старины. В таком доме прежде, несомненно, жили сплошь творческие люди: поэты, писатели, художники. Перед его мысленным взором проплыли кареты, запряжённые лошадьми, дамы в пышных платьях, прогуливающиеся по мостовым с кавалерами под руку. От этого видения у него на душе стало невероятно тепло и спокойно.
Он поспешил отогнать от себя это наваждение, все‑таки работа на первом месте, а не эти грёзы наяву. Сверился с адресом. Да все верно, не ошибся. Позвонил в домофон, и поднялся по лестнице на последний этаж. Хозяйка квартиры уже ожидала его, стоя у приоткрытой двери. Он поздоровался с ней и вошёл внутрь.
– День добрый! Меня зовут Пятаков Антон Павлович, – представился он и перешёл сразу к сути. – Мне передали ваше дело.
– Здравствуйте молодой человек! – поздоровалась хозяйка квартиры. – Валентина Сергеевна Белова, – представилась она и продолжила. – Я так понимаю вам уже описали всю ситуацию?
– В общих чертах. Но я предпочитаю получать информацию, как говорится, из первых уст, – объяснил сыщик.
– Ну что же проходите в комнату. Может быть, желаете чай или кофе? – любезно предложила та.
– Нет, нет, спасибо, ничего не нужно, – Пятаков не хотел задерживаться здесь надолго.
Антон отказался от угощения, работа для него всегда была превыше всего. Он прошел в просторную и весьма светлую комнату. Здесь было довольно уютно. На стенах висели картины в резных, деревянных рамах. На паркетном полу был расстелен персидский ковёр, с причудливым разноцветным узором. Потолок украшала изящная лепнина белого цвета, в старинном стиле. Сквозь большое окно проникал теплый солнечный свет. Мебель в квартире была по всей видимости антикварная. Он в этом мало разбирался, но решил, что это был именно антиквариат. Во всей квартире был просто идеальный порядок. Он даже позавидовал. Его холостяцкое жилище было далеко не идеально в этом плане.
Клиентке же на вид было немногим за пятьдесят лет. В общении она была весьма обходительна. И вела себя вполне адекватно, хотя и держалась несколько высокомерно, ну может быть самую малость. А возможно это было и не высокомерие, а всего лишь такая редкая в наше время учтивость.
– А с какой из этих картин произошла подмена? – спросил детектив, окидывая взором комнату. Он деловито приступил к делу, не тратя время на пустые разговоры.
Валентина Сергеевна указала на полотно, висевшее над небольшой кушеткой. Размеры его были не большие: в ширину не более метра, в высоту около полуметра. На картине красовался довольно густой лес вдоль берега реки. На холме, у самой кромки леса, стоял небольшой деревянный домик, из трубы которого вился тонкий, сизый дымок. Антон пристально вглядывался в этот пейзаж, но сколько бы не искал в нем что‑либо необычное, не смог разглядеть ничего примечательного.
– Когда вы обнаружили подмену? – спросил он, закончив осмотр.
– Это было пару дней назад, – подумав, ответила она. И поспешила добавить. – Хотя, я уверена, что накануне все было в порядке.
– Не поймите меня превратно, – осторожно начал сыщик, – но я вынужден спросить. Почему вы решили, что это копия вашей картины?
– Антон Павлович, если бы вы встретили на улице близнецов, смогли бы отличить их друг от друга? – задала неожиданный вопрос женщина.
– Хм, вряд, ли, – ответил тот, не понимая к чему она ведёт.
– А вот для их родителей, они абсолютно непохожие, – продолжила она. – И они с лёгкостью их различают. Так и для меня. Картина, каждый миллиметр которой я знаю наизусть, для меня легко отличимая, пусть даже от хорошей, но всё‑таки копии. Кроме всего прочего, она пахнет свежей краской. Вы только принюхайтесь.
Антон приблизил свое лицо к полотну и шумно втянул носом воздух. Но, сколько ни старался, не смог уловить запаха краски. Доводы хозяйки по поводу картины, для него пока что оставались неубедительными. Ему нужны были более весомые доказательства её правоты.
– Что‑нибудь ещё пропало или… было заменено копией? – спросил он с некоторой заминкой.
– Ничего, только картина, – отрезала хозяйка.
– А, по вашему мнению, сколько нужно времени, чтобы сделать такую копию? – задумавшись произнес сыщик.
Валентина Сергеевна помедлила и через мгновение ответила:
– При современных технологиях, с учетом ускоренной полимеризации масляной краски, такое полотно можно написать… ну, скажем, где‑то за неделю. При условии, что художник профессионал.
– Ого, откуда такая осведомленность? – удивился её познаниям сыщик.
– Издержки профессии. Я ведь работаю директором музея изобразительных искусств, – не без гордости ответила она, и с сарказмом добавила. – Кое в чём все‑таки разбираюсь.