LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Фальшивые императрицы и следователь Железманов

– Ну да, одежда на трупе чуть влажная от росы, но не мокрая, водорослей, ила на теле нет, странгуляционная борозда отсутствует, – согласился Иван Васильевич, прокомментировав логику рассуждения врача, и наклонился к телу. – Ладно, расположение тела мне понятно, можно приступать к осмотру.

Врач принялся за работу: вначале он провел ряд манипуляций над телом в том положении, в котором оно было, а потом при помощи низших чинов полиции перевернул убитого на живот. И вот тут прояснился вопрос о причине смерти: на пиджаке в районе левой лопатки расплылось бурое пятно, в центре которого виднелся небольшой разрез. Кровотечение было не очень сильным, пятно было небольшим по площади.

– Похоже, его ударили ножом в спину, и этот нож был достаточно узким, судя по разрезу на ткани, – поделился соображениями Зазнаев.

– Возможно, – согласился врач, – но более точно надо судить по трупу, а не по одежде.

С помощью полицейских он принялся раздевать тело. Одновременно на траву выкладывались вещи, которые были в карманах пиджака. Рядышком легли носовой платок, портмоне, ключи, часы на цепочке, белый бумажный аптечный пакетик, в котором был обнаружен белый порошок.

– Возможно, что это какое‑то лекарство, доктор, я прошу сделать анализ и выяснить, что это. Информация о болезнях этого господина поможет нам выяснить его личность, – попросил медика Зазнаев.

Тот молча кивнул головой. Осмотр тела продолжался, а Зазнаев занялся портмоне. Там обнаружилось несколько денежных купюр, мелочь серебром. Визиток не было.

– Явно убили не с целью ограбления – деньги, часы и даже перстень не тронуты, – заключил Иван Васильевич.

– Ну, если у него с собой не было чего‑то еще более ценного, – глубокомысленно заметил врач.

– Может быть и такое, но по‑любому это не случайное ограбление, явно не соловьи‑разбойники с кистенем ему повстречались, – ответил Иван, продолжая исследовать портмоне. Там он обнаружил небольшой листик бумажки. Развернув его, он прочитал: «Усачев Саша, учительская семинария, 2‑й курс».

– Надо будет пообщаться с этим Сашей Усачевым, – сказал следователь, потом обратился к врачу, который уже освободил тело от одежды и провел поверхностный осмотр: – Ну что, какие первые выводы?

– Судя по состоянию тела, убили его вчера поздно вечером, повреждение на теле только одно – небольшая ранка под левой лопаткой, можно предположить, что его ударили в спину чем‑то длинным и острым, скорее всего стилетом. Клинок достиг сердца, смерть была почти моментальной. Никаких синяков, ушибов нет, то есть драки не было, – доложил доктор.

– Да, драки не было, трава почти не примята, скорее всего, убийца и жертва были хорошо знакомы друг с другом. Уже легче, труднее всего искать случайного грабителя, а так, может, нам этот Саша что интересное поведает, – согласился следователь, а потом, подумав немного, кликнул унтер‑офицера: – Вы пока не осматривали побережье реки?

– Нет, а что?

– Я вот думаю, что если он нанес удар стилетом, то клинок был в крови, забрызгать ею, я так понимаю, он себя был не должен, но предмет, испачканный кровью, вряд ли захочешь засунуть в ножны или карман, когда рядом есть вода. Надо походить по берегу и посмотреть на предмет следов, – распорядился Иван.

Догадка оправдала себя – буквально через минутку раздался возглас унтер‑офицера: «Нашел!»

Зазнаев поспешил на крик; на мокром песке виднелось несколько отпечатков сапог. Следы один в один совпадали с тем, который был обнаружен около тела, только были более четкие. И самое главное, у реки отпечатались две ноги – можно было узнать не только о размере стопы, но и высказать предположение о росте убийцы. Иван сделал пару шагов параллельно со следами и понял, что к реке подходил человек невысокого роста. Пора было возвращаться в Рязань, осмотр места происшествия был закончен, все, что можно узнать, узнали.

День уже полностью вступил в свои права. Солнышко забралось достаточно высоко, пригревая спины и плечи всех, кто суетился около тела. Садясь в коляску, Зазнаев ощутил себя словно у очень теплой печки, которая пригревала правый бок. Сейчас бы в тенечек, на берег пруда или озера, но свой отпуск он уже отгулял, и единственное, что мог позволить себе неслужебного, так это заехать в трактир и выпить чаю с пирогами. Из дома он вышел, не позавтракав, и сейчас чувство голода давало о себе знать. Ехать к себе через весь город было непозволительной роскошью: времени у судебного следователя всегда в обрез. Поэтому, дав распоряжение о доставке пострадавшего в городской морг, Иван решил поесть в трактире, а потом сразу поехать в учительскую семинарию – допросить этого Сашу Усачева.

На решение следователя сразу пообщаться с потенциальным свидетелем повлияло и такое простое обстоятельство, как место расположения нужного учебного заведения. Александровская учительская семинария действовала в Рязани с 1866 года. Она готовила учителей для народных школ[1] и открылась по инициативе земства, которое достаточно рачительно, но без излишнего скупердяйства финансировало свое детище, и готовила учителей для народных школ. Принимались в нее мальчики шестнадцати лет из крестьянских семей, при этом не только учеба, но и все остальное: еда, форменная одежда, канцелярские принадлежности, учебники – предоставлялось им бесплатно. Главное, чтобы после окончания учебы вернулись в свой уезд и пополнили ряды российского учительства. Самой существенной тратой земства на это учебное заведение стало строительство специального здания в Троицкой слободе. Это здание и по сей день стоит на том же месте и также служит делу образования. Тогда, в 1909 году, оно явно доминировало среди одноэтажных деревянных домишек: каменное, двухэтажное, выполненное в классическом стиле с высоким крыльцом, семинария явно была украшением Троицкой слободы. Более значимым и величественным был только Троицкий собор, стоявший на противоположной стороне улицы. Храм был воздвигнут в память императора Александра II – правителя, которой смог осознать необходимость кардинальных преобразований в стране и дал волю крестьянам, освободил братский болгарский народ от османского ига и потом был зверски убит собственными подданными. В соборе даже имелся ряд картин, изображающих сцены покушений на царя‑реформатора. Перед зданием был установлен небольшой бюст царя. Но не подкованные в политическом отношении рязанские коровы подходили к изваянию и терлись об него своими лохматыми спинами. Поэтому памятник перенесли за ограду семинарии, куда зайти можно было только через калитку и доступ аполитичным животным был закрыт, ну если только за исключением котов, которые и сейчас обожают поваляться на старинном крыльце.

Зазнаев открыл калитку и вошел во дворик семинарии. Во дворе стояли юноши в форменной одежде. Учебный год здесь начинался 15 августа, поэтому все ученики были как раз в сборе – закончился первый урок, и мальчики вышли на улицу передохнуть. Увидев незнакомца, приближающегося к крыльцу, семинаристы расступились, приветливо поздоровались и спросили:

– Вы к кому?

– Доброе утро, юноши, мне бы повидать вашего директора, – произнес Зазнаев.

– Идемте, я провожу вас, – вызвался один из учеников.

Вошли в просторный холл, там было прохладно, остатки летней жары не добирались сюда.

– Нам на второй этаж, – пояснил мальчик.


[1] Термин «семинария» до революции обозначал среднее учебное заведение, наиболее были известны духовные семинарии, готовившие служителей культа, но были еще такие учительские – прообраз педагогических училищ.

 

TOC