Имитатор. Книга первая. Увертюра
В конце концов, если что‑то случается – значит, так должно было случиться, ведь так? Даже если случается смерть.
* * *
Старшего эксперта‑криминалиста Никифора Андреевича Стрыгина за глаза звали Никасом. Впрочем, он и в глаза не возражал, хотя на модного художника с его демоническим взглядом и нарочито богемной шевелюрой не походил вовсе. Худой, коротко стриженый Стрыгин выглядел лет на двадцать моложе своих «на пенсию давно пора». Пенсией он грозился нередко. Арина не знала, сколько ему и в самом деле осталось до почетной отставки, даже думать о том не хотелось. Как же они без Никаса?
– Ты зацени, Вершина, какая скорость! – бодро заявила трубка. – Все заказы ради тебя подвинул.
– Можно подумать! Дело‑то – одно на миллион такое.
– Ладно‑ладно, не ершись. Начальство, что ли, взгрело?
– С чего ты взял? – опешила Арина.
– Ты не в курсе, что ли? В сегодняшнем «Вестнике», говорят, какая‑то журналисточка разгромной статейкой разродилась. Бла‑бла‑бла, страшный маньяк терроризирует город, следствие топчется в тупике, кто станет четвертой жертвой? И прочее в этом духе. К гадалке не ходи, Чайник будет тебя в хвост и в гриву, гм, прорабатывать. Да не дрейфь, дальше Кушки не пошлют, меньше роты не дадут.
– Чего звонил‑то? Есть результаты?
– Ну… это как посмотреть. То есть результаты есть, я даже оформил, все воедино свел, пришли кого‑нибудь или сама заходи.
– Но?
– Угу, – подтвердил Никас. – Я и так и эдак выкручивался, но увы. Краска та же, что и на первых двух жертвах. Но мы же этого и ожидали? Обычный аэрозольный баллончик, такую краску и в автосервисах используют, и городские художники для росписи стен. Ну граффити в смысле. То есть краска не для боди‑арта, а для самых что ни на есть бытовых нужд. Но я тебе это и в прошлый раз говорил, и в позапрошлый. Сейчас все то же самое.
– Та же – в смысле она того же типа или идентичная?
– Идентичная, Вершина. Только это тебе вряд ли поможет. Ты ж и так знала, что это серия. С таким‑то антуражем.
– Ну все‑таки! Если идентичная, может, удалось бы источник отследить.
– Ага, как в кино. Такую краску использовали для автомобилей такой‑то марки такой‑то серии в таком‑то году, специальные добавки позволяют любознательным экспертам видеть, в каком месяце красочка произведена и, соответственно, куда отправлялась для реализации. Далее гордый эксперт сообщает бьющему копытом следователю, что так‑то и так‑то, требуемая красочка продается во‑он в том магазине. Да еще и работает этот самый магазин исключительно по безналичному расчету. И вуаля, берем злодея за химок. В смысле за банковскую карточку. Нет, дорогая. Такую краску Питер потребляет декалитрами.
– Много ее надо? На тело то есть?
– Ну… смотря как красить. Вот смотри. Площадь тела, в смысле, площадь человеческой кожи приблизительно два квадратных метра. Девушки наши все невысокие и худенькие, у них поменьше. То есть если ты надеешься на отслеживание крупных приобретений, забудь. Литрового баллончика с гарантией на двоих хватит, а то и на троих. Хотя у аэрозоля будет довольно большой дополнительный расход – на соседние поверхности, ну на что он там тела кладет. Но это не критично. Купил сразу три баллона или пять…
– И покупка такого количества не вызвала бы подозрений? Не запомнилась бы продавцам?
– Бог с тобой, золотая рыбка! Он же не полста баллонов покупал. Ну три, ну пять, ну десять – если запасливый очень и планирует долго еще нас своими инсталляциями радовать.
– Типун тебе на язык!
– Я к тому, что ничего необычного в такой покупке нет. А если покупать в каком‑нибудь строймаркете, где за день тысячи покупателей…
– Но в строймаркете камеры наблюдения!
– Точно‑точно. Нет, теоретически можно изучить всю базу со всех магазинов, вычленить оттуда всю нужную нам краску, отобрать покупки за наличные – не картой же он расплачивался. А после привязать время подходящих покупок к записям камер наблюдения… и умереть от старости в процессе их рассматривания. Мы ведь даже не знаем, однократная эта покупка или их было несколько. Может, он неделю подряд приходил по баллончику покупал.
– А это не подозрительно?
– Подозрительно – что?
– Ну… что один и тот же человек каждый день…
– Что он один и тот же, ты увидишь только на камерах. А после, схватив подозрительного тебе персонажа, обнаружишь безобидного уличного художника. Или десяток уличных художников. А если это была все‑таки одна покупка? Лично я, кстати, так бы и сделал. Мы ж не знаем, сколько краски он купил. С учетом потерь на непродуктивный расход, я имею в виду. Можно бы эксперимент провести, но манекен потом очень муторно отмывать. Данетотыч еще перед первой аутопсией звонил, спрашивал.
Данетотычем называли любимого всеми «доктора мертвых» Мстислава Евстигнеевича Федотова. Место зубодробительного имени‑отчества давным‑давно заняла фамилия, для удобства превращенная в аналог отчества. Федотыча же кто‑то из шутников преобразил в Данетотыча, Федот, мол, да не тот. Называли так Федотова больше за глаза, но можно было и лично, прозвище ему явно нравилось.
– Трудно отмывать, говоришь?
– Ты хочешь его по пятнам искать? Или по запаху растворителя?
– Господи! Я готова его через хрустальный шар искать! Думаешь, он мог и не запачкаться?
– Да запросто. Перчатки, фартук, да хоть комбинезон пластиковый. Или пленкой пищевой обмотаться – дешево и сердито. Сохнет эта фигня моментально. Лак, что на волосах, подольше, но ненамного.
– Про посторонние волокна, пыль или еще что‑то в этом роде бессмысленно спрашивать? Опять ничего?
– Ты еще про чужой эпителий спроси! Ты же понимаешь, если бы что‑то было, ты узнала бы об этом первой?
– Но как? Краска, может, и быстро сохнет, но ему все равно приходится с телом контактировать, должно же хоть что‑то остаться!
– Не обязательно. Я ж говорю, пластиковый комбинезон и все дела. А чтоб по городу в комбинезоне не шляться, он, думаю, тела тоже пластиком оборачивает. Ну типа мусорных пакетов. Даже шестидесятилитрового почти хватило бы, а литров на сто…
– Такие большие бывают?
– Еще и не такие бывают. Ты никогда мусор после ремонта не вывозила?
– Понятно… Проклятье!
– Категорически согласен. У Данетотыча, как я понимаю, тоже ничего?