Новые кроманьонцы. Книга 4. Воспоминания о будущем
Под куполом королевства в глаза бросалась, прежде всего, сцена и площадка для зрителей, с креслами и столиками. Актёры и музыканты раз – два в неделю устраивали концерты для своих и приезжих. Особенно этим увлекались студенты театрального института. Это были вечера отдыха или «капустники». Рядом находилась танцевальная площадка. Танцы устраивались трижды в неделю, но иногда вместо них устраивались карнавалы. Продолжались они до утра. Это были феерические зрелища, заполненные светомузыкой, салютом и фейерверками. Все были в масках и роскошных карнавальных костюмах. Никто никого не узнавал, но все смеялись, танцевали, пили вино и гуляли по закоулкам и лабиринтам прекрасного сада, который занимал две трети площади королевства. Остальное пространство занимали спортивные площадки, озеро, аттракционы и уютные кафе.
Молодёжь, да и старшее поколение жили очень напряжённой, но интересной жизнью, заполненной учёбой, концертами и амурными приключениями. О браке никто не думал. Дети рождались, но молодые мамаши тут же нанимали няню для ухода за младенцами или отдавали своё чадо в пансионат. У них просто не было времени для создания нормальной семьи, для воспитания детей. Они любили своих чад, делали им дорогие подарки, но это были короткие встречи. Основные заботы по воспитанию ложились на плечи нянь и учителей. Всех устраивал такой порядок.
Женщины даже весьма зрелого возраста чувствовали себя молодыми, не обременёнными семейными заботами, способными любить и быть любимыми. Они делали всё возможное и невозможное, чтобы всегда быть в форме. Занимались гимнастикой, соблюдали диету, принимали витамины и гормональные препараты, посещали массажиста и косметолога, делали пластические операции и умудрялись в шестьдесят выглядеть на тридцать. Вся их жизнь была борьбой. Борьбой за популярность, борьбой за мастерство, борьбой за любимого мужчину, борьбой со старостью и болезнями. Если и создавались семьи, то больше для виду. Популярный актёр женился на популярной актрисе ради ещё большей их популярности. Сообщения в газетах, по телевидению, сама пышная свадебная церемония со множеством именитых гостей, создавали ажиотаж, привлекали внимание публики и увеличивали популярность. Через год – два следовал скромный развод, который опять слегка приковывал внимание прессы, а за ним и новая свадьба, чтоб не забывали!
Молодёжь, конечно, не могла поддерживать популярность таким способом. Популярности, просто ещё не было, поэтому не было и свадеб. Любовь была свободной и скоротечной. И не потому, что молодые переставали нравиться друг другу, а потому, что рядом были другие, ничуть не хуже и каждый искал что‑то новое, необычное в знакомствах и любовных утехах. В порядке вещей было иметь несколько подруг или несколько друзей одновременно и менять их как перчатки, а то и устраивать коллективные оргии с танцами и стриптизом. Каждый хотел скорее познать жизнь во всех её проявлениях, во всём её многообразии, многогранности и многоликости.
Актёры не любят постоянства. Они не могут долго играть одну и ту же роль. А играют они везде и всегда. И даже в личной жизни они не могут не играть. Часто они и не подозревают о том, что играют определённую роль, создают образ. Их чувства вполне искренни и правдивы, но проходит время и этот образ им надоедает. Приходит новая роль, возникает иная жизненная ситуация и актёр становится иным. И опять он правдив, опять искренен, однако, он уже не тот. Меняются имидж, привычки, внешность. Пора сменить и окружение: друзей, подруг.
Иногда ради популярности устраивались скандалы. Но только обязательно на публике и в присутствии журналистов. Ведь скандалы – это тоже слагаемые популярности. Они должны быть громкими и не слишком частыми. А поскольку в общине ни публики, ни журналистов не было, то и скандалы были редки. Молодёжь жила дружно и весело.
Всё это Александр узнал из пояснений диктора. Он увидел множество знакомых и незнакомых, знаменитых и не очень артистов, занятых на репетициях или прогуливающихся по дорожкам сада, играющих в теннис и волейбол, плавающих на яхте вдоль живописного берега и купающихся в море, скачущих на лошадях или просто загорающих в пляжных шезлонгах. Здесь они вели себя как обычные люди и если играли, то самую малость.
Фильм закончился, но Александр ещё долго лежал и думал о непростой судьбе артистов, о том, что всё в их жизни фальшиво, хоть и похоже на правду. Они страдают, радуются и любят вроде бы по‑настоящему. Они вживаются в образ и живут вместе с ним и месяц и два, пока идут съёмки. Но жить в образе постоянно, не дано никому. От игры устают. И вот образ исчезает, растворяется в повседневной жизни, в повседневных заботах. Приходит усталость, спад, депрессия, и вдруг – новая роль, новый образ. И снова свежи чувства, эмоции, снова хочется жить и играть но уже другую роль, другого человека. И так всю жизнь. Только усталости становится всё больше, а духовные взлёты всё реже. Но популярность и мастерство позволяют умело скрывать и это. Актёр уже не рад, что он актёр. Надо бы остановиться, перестать играть, заняться чем‑нибудь другим, каким‑нибудь настоящим делом, но что он может, что он умеет? Только играть!
Он был королём и нищим, полицейским и вором, учёным и солдатом, нежным отцом и сутенёром. Он переиграл сотни ролей, но никем так и не стал по‑настоящему. В жизни он отец, но его дети выросли без него. Он знаменит, но у него нет семьи, домашнего уюта. Его все знают, но он одинок. У него были жёны и подруги, но они ушли, или ушёл он. Теперь он стар, но продолжает играть, ища спасение от одиночества. Хорошо, что ещё предлагают роли. Другие его товарищи уже забыты, уже на пенсии. Слишком много было выпито вина, слишком много было женщин. Силы растрачены, нервы расстроены, чувства угасли. А фабрика грёз под названием «Богема» рождает всё новые и новые имена, зажигает всё новые и новые звёзды, создаёт всё новые и новые иллюзии – иллюзии счастья.
Аэромобиль
Наступил март. В семье Майоровых ждали прибытия старшего брата Юли, Олега. Он позвонил в 11 и сообщил, что вылетает. Это означало, что примерно часа через два Олег должен приземлиться в Найске.
По календарю 1 марта был пятницей и с утра Александр, как обычно, отправился в школу. Вернулся он в начале второго, но Олега ещё не было. Юля сказала, что он уже приземлился на окраине, возле автострады, позвонил и минут через 15 – 20 подъедет. Она подробно объяснила брату, как добраться до улицы Ермака, хотя у Олега была с собой карта Найска, записанная в память бортового компьютера. Он предусмотрительно переписал её из Интернета. Собственно, это была не только карта, но и телесъёмка всех улиц и всех домов города. По такой карте можно путешествовать по Найску так, будто сидишь в автомобиле и едешь по любой улице. Можно остановиться возле любого дома и осмотреть его. В Интернете имелись подобные карты всех городов мира и их предместий. Поэтому Олег уже знал, как проехать до улицы Ермака и как выглядит дом его сестры.
Получив известие о прибытии Олега, Юля тотчас позвонила Сергею в институт, сказав, чтобы тот заканчивал свою работу над дипломом и шёл домой, да не забыл по пути зайти в магазин и прихватить бутылку вина. Сергей обещал прибыть через полчаса. Юля и Саша поднялись наверх из своей подземной квартиры и стали ждать Олега стоя в подъезде дома. День был по‑весеннему ясный, солнечный, но морозный.
Наконец, после двадцатиминутного ожидания, к дому подкатил белый с красной полосой аэромобиль. Из него вышел молодой, стройный парень, одетый в меховую куртку и шаровары. На голове его была густая шатеновая шевелюра, заплетённая сзади косичкой. Лицо его показалось Саше знакомым. Он был похож на Юлю.
– Привет, сестрёнка! А вот и я! – Они обнялись, поцеловались. – Сто лет тебя не видел. Хорошо выглядишь!
– Ты тоже неплохо. Возмужал, причёску сменил. Совсем мужчиной стал. Вылитый папа в молодости.
– Так я и есть мужчина. Глава семейства. А твой суженный где?