Новые кроманьонцы. Книга 4. Воспоминания о будущем
– Да, конечно.
– Так вот, большинство наших преподавателей и врачей клиники проживают там. Да и в старом городе неплохие квартиры.
– Согласен. Но под шатром купола будет лучше.
– Чем?
– В части художественного оформления, в части спортивных сооружений, ну и контингент, так сказать, соседи будут тщательно отобраны. Будут свои обычаи, праздники и т. д. Впрочем, насильно мы туда никого не тащим. Каждый может проживать там, где ему больше нравится, где он хочет.
– Так. А чем вас привлекает индивидуальное обучение?
– Тем, что талантливый и трудолюбивый человек может за одно и тоже время усвоить больше знаний, быстрее включиться в активную научную и практическую деятельность.
– А что это нам даёт? Неужели вы думаете, что если мальчишка‑вундеркинд окончил полный курс института в 20 лет, то я доверю ему лечить людей?.. Да будь он хоть семи пядей во лбу, я не доверю ему больного, пока он не пройдёт многолетнюю практику под руководством дипломированного учёного, и пока тот не скажет мне, что молодой специалист готов к самостоятельной работе. Лечение – это не только знание, но и опыт!
– Да, но и необходимый опыт он получит раньше.
– Поверьте, дорогой мой, два – три года ровно ничего не значат по сравнению с десятилетиями жизни. Зачем форсировать обучение, если оно и так достаточно интенсивно? Наши студенты с трудом усваивают сложный материал и по окончании института чувствуют себя ещё очень слабыми специалистами. Только дальнейшее обучение и практика, позволяют им стать настоящими учёными и врачами.
– Но не все же студенты одинаково способны. Вы говорите в общем, а в частности одни усваивают материал легко, а другим он даётся с трудом. Одни недогружены, а другие перегружены учёбой.
– Те, кто легко усваивает материал, могут дополнительно работать в институтских лабораториях и в клинике. Они получают дополнительные знания и опыт. Это учитывается при выпуске. Наиболее способных ребят мы оставляем в аспирантуре, и они могут продолжить образование. В дальнейшем из них формируется профессорско‑преподавательский состав института и ведущие специалисты клиники. Так ведь, Михаил Алексеевич?
Профессор Зверев утвердительно кивнул.
– Всё это прекрасно, но вы знаете, что нет предела совершенствованию. Преимущества индивидуального обучения доказаны в Гамбурге и Копенгагене. Там молодые люди в 25 – 30 лет становятся докторами наук, а к сорока годам – академиками. Это научные светила с мировым именем! У вас есть академики в институте?
– …Академиков у нас нет, – ответил ректор.
– И потом, не обязательно молодой талантливый медик должен быть практикующим врачом, – продолжал наступать Георгий Евгеньевич. – Он может быть научным работником. Поручите двадцатилетнему вундеркинду, окончившему институт, научно‑исследовательскую работу, примите его в аспирантуру и к 30‑ти годам у вас будет доктор наук. Вот и все аргументы.
– Да. Всё это прекрасно. Но как организовать индивидуальное обучение? Нужен дополнительный штат преподавателей, специальные программы и методики, наконец, дополнительные учебные помещения. Не можем же мы организовать индивидуальное обучение в лекционном зале на 80 мест! А маленьких аудиторий у нас нет.
– Вот тут‑то вам и сможет помочь община! У нас будут маленькие классы, и у нас будет сквозное обучение, от начальной школы до последнего курса института. И пусть в ней учатся самые способные, те кто хочет и может учиться. Я думаю, что это будет не более 10 – 20% от общей численности института. И преподаватели у нас будут прошедшие специальную подготовку. И зарплата у них будет повыше.
– Так, так. А кто будет руководить обучением? Вы сами хотите возглавить учебный процесс?
Нет, что вы! Я не специалист. И мне хватит дел по руководству общиной в целом. Кроме того, я думаю ещё заниматься научной работой. Мне кажется, что вы смогли бы руководить и институтом и вузовскими классами общины. А для школьных классов мы найдём директора школы. Ведь школьников будет больше, чем студентов, чтобы было из кого выбирать.
Ректор задумался. – Неожиданное предложение. А практику где будут проходить ваши студенты? У вас же не будет своей базы?
– Нет, конечно. Практику студенты будут проходить в лабораториях института и в клинике.
– Значит, нагрузка на нас увеличится? Вы согласны, Михал Алексеевич, на увеличение нагрузки?
– Я думаю, что для клиники это не будет очень обременительно. Хорошие практиканты нам всегда нужны. Ведь они делают массу рутинной, но необходимой работы под руководством опытных специалистов, – ответил Зверев.
– Ну что же, остался главный вопрос. А как посмотрит на ваши инициативы Министерство высшего образования? Дадут ли они деньги на дополнительных преподавателей и студентов? Нужны ли нам дополнительные студенты? Ведь все выпускники института должны потом где‑то работать. А они и сейчас не все находят работу по специальности.
– Я думаю, что хорошие специалисты найдут себе работу. Посредственные же смогут пойти в разные околомедицинские организации, связанные с медтехникой, фармакологией, бальнеологией и т. д. А на счёт министерства, то я думаю, что правильнее будет сначала заручиться вашим согласием и поддержкой, а уж потом пробивать вопрос в Москве. Собственно за этим я сюда и прилетел.
Ректор покачал головой, усмехнулся, – Хитрый вы, Георгий Евгеньевич, всё продумали! На всё у вас есть ответы. Ну что же, дело, конечно, интересное. Может действительно стоит его поддержать? Как думаешь, Михаил Алексеевич?
Зверев почесал розовую лысину и сказал: – Я, пожалуй, соглашусь. А то застой у нас какой‑то образовался. Столько лет ничего нового. Ведь если не мы, то кто‑нибудь другой создаст такую общину. И тогда мы можем остаться не у дел. Подомнут нас зарубежные конкуренты.
Георгий Евгеньевич облегчённо вздохнул и достал из дипломата бутылку коньяка. – Я думаю, что мы обо всём договорились, друзья, и надо скрепить наш союз. Вадим Петрович, у вас найдутся стаканы?
Ректор деловито открыл сейф. Там оказались не только стаканы, но и лимон, пара апельсинов и гроздь винограда.
Через полчаса трое подвыпивших мужчин появились в вестибюле института. Зверев вытирал платком покрасневшее лицо. – Как там Саша Губерт поживает? Что‑то я давно его не видел.
– Ничего. У него всё в порядке. Учится в школе, занимается спортом. Кстати, это он автор идеи создания нашей общины. Не зря вы его так долго лечили!
– Приятно слышать, что мои пациенты активно живут и подают прекрасные идеи. Скажите, что я жду его. Пусть приходит на обследование.
– Хорошо, передам.
У крыльца института ректора ждала служебная «Волга». Георгий Евгеньевич тоже сел в машину. Зверев попрощался с ними и пошёл пешком, он жил неподалёку.
Через 10 минут Георгий был в «пещере».