LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Одесские каникулы следователя Железманова

Подошли к храму. Петр Андреевич распорядился:

– Все остаются здесь, близко никто не подходит, вовнутрь тоже не заходит. Со мной войдут священник и староста. Остальные ждут, или вообще идите по домам. За кем надо, потом старосту пришлю.

Толпа несколько разочарованно остановилась. Словно все ждали чуда от приезда следователя: он приедет, подойдет к храму, и икона обнаружится, – а тут велено по домам… Но все же приказу подчинились. По внешнему виду храма, по тому, как крестится священник перед входом, Петр Андреевич понял одну важную вещь: храм и община старообрядческая. Конечно, Рязанская губерния – не сибирская глубинка, куда переселились многие старообрядцы, но все же общины староверов можно было встретить и здесь. Следователь приступил к осмотру.

Первое, что он изучил, была входная дверь. Даже неопытному взгляду было ясно, что замок открыли не родным ключом, и даже не с помощью отмычки, а просто выломали топором или ломом:

– Действовали, скорее всего, топором или фомкой, – высказал предположение Петр Андреевич, подбирая и рассматривая щепки, которые валялись на полу.

– Чем‑чем? – не понял староста.

– Что ты не понял? – удивился следователь.

– Чем выломали? Топор – это я понял, а фомка – это что? Прозвище какое?

– Ага, верно сказал – прозвище. Воровское. Так воры называют небольшой ломик с загнутым концом. Им и ломают замки, запоры.

Следователь осторожно зашел в сам храм и посмотрел на пол.

– Скажите, а как часто моют полы в храме? – неожиданно спросил он священника.

– Да каждый день после службы, – удивленно ответил служитель культа.

– И вчера служба была?

– Была.

– Полы вымыли после нее?

– Обязательно.

– А кто храм запирал?

– Я и запирал.

– А не обратили внимание, полы добросовестно были вымыты?

– А какое это имеет значение? Ваше благородие, нашего заступника украли, а вы про полы… Какая разница, чистые они или грязные? – недоумевал растерянный священник.

– Это имеет большое значение, – несколько наставительно произнес Петр Андреевич. – Вот видите. На полу явно видны чьи‑то следы. Явно кто‑то прошелся в больших сапогах. Вчера ночью был дождь. Был у вас в Кириловке дождь?

– Да, был, – охотно кивнул головой староста.

– Сильный? – уточнил следователь.

– Не то чтобы сильный, но часа два моросил.

– А нам, значит, только его остатки достались, в Касимове только немного землю смочило, – заключил Железманов, а потом пустился в объяснения: – Если вчера в храме прибрались, то кто мог оставить такие следы от грязных сапог, словно по лужам шел? Скорее всего, это сделал тот, кто похитил икону.

– Так разве по этим следам виновного найдешь?

– Конечно, личность установить трудно, но кое‑что сказать можно, например,… – следователь пригляделся и сделал пару шагов в такт следам, а потом сделал вывод: – Думается, что он немаленького роста, не меньше меня, это точно, а так может даже выше.

Подошли к иконостасу. Место, где была вырвана икона, смотрелось как язва на теле.

– Тут тоже орудовали топором или фомкой, – заключил Железманов, осматривая иконостас и поднимая с пола щепки. А потом спросил: – Больше ничего не пропало?

– Нет, все в порядке.

– Вы уверены?

– Уверен.

Все же вместе обошли весь храм. Железманов шел осторожно, внимательно смотря под ноги. Больше никакого беспорядка обнаружить не удалось.

– У меня такое ощущение, что преступник шел именно к этой иконе. Причем, он четко знал, где она висит. Взломал замок, сразу прошел к конкретной иконе, выломал ее и ушел. Больше по храму даже не ходил, – высказал предположение следователь.

Священник и староста удрученно молчали. А Петр продолжал выяснять детали.

– У вас это единственная старинная икона? Мне полицейский унтер‑офицер сказал, что она семнадцатого века. Так?

– Да, эта действительно старинная икона, мы ее очень почитали, – кивнул головой священник.

– Других икон этого времени нет?

– Да вроде нет.

– Значит, все же преступник неслучайно похитил именно эту икону. Он шел именно за ней. Теперь важный вопрос: откуда он знал, что здесь в селе Кириловка есть такая древняя и интересная икона Николая Чудотворца?

– Да как это теперь узнаешь? – развел руками староста.

– Можно предположить два варианта. Первый. Преступник кто‑то из местных. Кто‑то из ваших сельских взял и украл икону.

– Да не может быть такого, – священник аж чуть не задохнулся от такого предположения. – У нас народ весь благочестивый, все к этой иконе с почтением относятся, – возмутился священник.

– Вы уверены?

– Уверен.

– Есть второй вариант. Преступник сам ездит по селам и деревням и высматривает подходящую добычу. Но тогда он должен был появиться в храме. Не могли бы вспомнить, на службе вчера или несколько дней назад не было посторонних? Вы ведь, наверное, всех прихожан знаете. Церковь у вас старообрядческая, круг прихожан достаточно замкнутый.

– Да, посторонние бывают редко, мы никого не гоним, но в основном на службе все свои.

– То есть нового человека вы бы заметили?

– Я, конечно, не разглядываю абсолютно каждого прихожанина, но обычно нового человека я замечаю.

– Тогда напрягите память и вспомните, были ли эти посторонние?

Священник долго думал, а потом решительно мотнул головой:

– Да нет, не примечал я незнакомых, все свои были.

– Точно?

– Точно.

– Тогда все же нельзя исключать версию о причастности к преступлению кого‑то из местных.

– Да быть такого не может, – опять всплеснул руками староста.

TOC