Ради красоты
В руках бабушки тяжелела корзина, шляпки плотно уложенных грибов блестели на солнце. Янита выхватила корзину.
– Грелась, – сказала она смеясь.
– Правильно это. А я марену тебе нарвала на краски.
Яня поцеловала ей руку и вложила в ладонь рисунок с ягодами.
Бабушка погладила Яниту по спине и тихо, словно молясь, произнесла:
– Если летняя Янита, то это к любви, а та, что родится по осени, всю жизнь будет искать своё место. Янита весёлый ребёнок, но взрослый из неё выходит сырой – совсем не умеющий выражать эмоции. Вот идёт подросшая Янита по улице, а парень кричит ей: «Яня, Яня, я тебя люблю», тогда Яня резко обернётся, поднимет с земли пух и бросит его в парня. Нет, не жить Яните на земле. Только в бурлящем от огня лесу.
Дома, даже не умывшись, Яня кинулась к бабушкином рюкзаку, кроме марены, там лежали берёзовые листочки. Аккуратно переложила их в таз, залила водой и притопила. Поставила на огонь кастрюлю, стала аккуратно бросать туда вымоченные листья. Яня ещё не разбирала, что такое граммы, лишь в точности воспроизводила рецепт, которому научила бабушка. Пока кипятились берёзовые листочки, Яня отыскала корни конского щавеля для жёлтой краски, очень уж ей хотелось воссоздать в рисунках свет, что был на поляне. Бабушка устроилась на полу, принялась чистить грибы. Аккуратно поддевала ножом плёнку на шляпке и ловким движением полностью снимала её.
– Бабуль, а марену‑то как готовить?
– Прокипятишь, пустится коричневый, раствор из соды подрумянит, а с квасцами красно‑оранжевый получишь.
– Коричневый, розовый, оранжевый, – повторила Яня, загибая пальцы. – Всё, запомнила.
За печкой она отыскала ножницы, села перед тазом с мареной, резанула по стеблю, корневище отлетело в сторону. Ей было лень подниматься, поэтому она легла набок и рукой попыталась подтянуть к себе корень.
– Чего играешься?! Подымайся давай, – заворчала бабушка.
Она поднялась сама, сунулась к плите, но, когда убедилась, что Яня всё делает правильно, довольно улыбнулась.
– Вот, возьми, – бабушка стянула с шеи и протянула Яните серебряный кулон на капроновой нитке. – Это «Древо жизни».
В лучах солнца кулон блестел так ярко, что Янита боялась даже дотронуться, робея перед волшебными искрами.
Бабушка рассказала о предназначении оберега. «Древо жизни» – символ единства, мост между мирами: мёртвых – Навь и Богов – Правь, через него духи общаются с живыми. Яня слушала вполуха, внимательно разглядывая оберег – непостижимый в своём изяществе.
Такими были счастливейшие дни её жизни.
Реклама
Неизвестная актриса держит в руках ноотропный напиток, она водит головой из стороны в сторону и приговаривает:
– Кажется, будто жизнь должна сложиться подобно хорошему роману – логично и понятно. Но это слишком художественно. Созревание по плану – завязка, развитие, кульминация, финал – невозможно. В мгновении могут скрываться тысячи развитий и кульминаций. А некое «я» выбирает для описания одну‑единственную линию лишь потому, что обусловлено. А сколько в этой привычке ещё и придуманного? Ведь невозможно постичь всё.
Моя кульминация сейчас – это выдох, головная боль и скучная книга с предсказуемым финалом. Мостиков на самом деле нет, и никогда не существовало. Мостики придуманы для того, чтобы незнакомые друг другу люди были поняты. Но должна ли я упрощать задачу? В первую очередь для себя. Да, на начальном этапе плавное течение окажет добрую услугу, но ему не сравниться с пробирающим до костей откровением, когда ты расчленил в себе сплав из эмоций.
Нельзя нарушать движение планет, даже если вокруг них космос. Опасно даже пробовать это.
Не для тебя!
Если ты дошёл до этой мысли, то ничего уже не боишься. Ведь чтобы на такое решиться, нужно верить в существование той самой одинаковости, против которой ты всегда выступал. Что правда? Сегодняшняя идея или ощущение последних лет? Вот тебе и вопросик, задачка. А появившееся в тебе сомнение лишь в очередной раз доказывает: ты не таинство и не можешь оказаться прав. Люди таких, как ты, обозвали «самкой». Аналог марионетки. В итоге заговоришься до того, что не сможешь объяснить даже простейшие вещи. Как будто механизмы в мозгу вышли из пазов и стали лабиринтом, а ты в лабиринте маленький человечек, с привязанной к ноге плитой.
Эти обозначенные мостики продолжают ритм. Не будь их, ты не смог бы представить, что следует за трам–пам. Но. Как только у тебя получится угадать концовку, именно тогда накатит ужас множественности. Привычки и ожидания сужают восприятие, упрощают реальность. Да, все человеческие существа к этому стремятся, но если общество оцивилизовывается, то можно видеть приятные сны. С водоворотами и водопадами. Парам‑пам.
Жизнь больше похожа на коллаж, поэтому отбрось все свои представления и фантазии о цельном романе. Вот девочка, вот дом, вот картина в руках.
Хотя сравнение с коллажем мне больше не нравится. Лучше пустить свет через витражи.
Так бы вам сказала любая в курятнике.
Самая рыжая из рыжих
С тех пор как Янита впервые сварила краску из марены, прошло восемь лет. Любимая бабушка уже умерла, но Яня и теперь верила, что краски, приготовленные вручную, оживляли картину, вели со зрителем нескончаемый диалог. Некогда выученные рецепты, словно молитва, хранились не в памяти, они залегли намного глубже, упрочились в самом существе.
Димитровград в те годы был удобрен и покрыт копотью. Нещадное солнце тянуло из жителей последние силы. Подобно собственной обожжённой коже, люди черствели, сморщивались изнутри. Примиряли только расстояния: сто шагов под палящими лучами, чтобы оказаться в безопасном месте. Удобно и не хлопотно. К несчастью, не существовало углов, где хотелось бы задержаться: пыльные растрескавшиеся дороги, заваленные хламом квартиры, выжженные леса. Люди маялись от безденежья и тоски, не ждали ничего хорошего в будущем.
Янита не поддавалась общему унынию, пребывая в собственном мире особой восприимчивости и красок. Дар богаче, острее ощущать красоту с годами становился крепче. Но объяснить, что он из себя представлял, у неё не получалось, не хватало слов. В детстве ей казалось, будто все люди обладают такой же способностью, но ей так и не удалось встретить похожих на себя. Лишь в книгах удалось обнаружить отсылки к её особенности, которая, как она узнала позже, называлась «Синдромом Стендаля».
Ровно перед тем, как раздался истошный крик матери, Яня бережно складывала в рюкзак свои сокровища: завёрнутые в чистую тряпочку ножницы, складной ножик, намытые и высушенные полиэтиленовые пакеты, блокноты, уголь, карандаши, рисунки.
– Дочка, ты только посмотри, что он принёс! – воскликнула мать, когда Янита вбежала на кухню.
Яня скривилась: мать называла её дочкой, только когда собиралась сказать или сделать дурное. Эти материнские повадки, умелые извороты залягут в сознании дочери навсегда, и первым позывом на нежное обращение станет желание спрятаться и защититься.