Сценарии судьбы Тонечки Морозовой
– Вчерашние бутылки под столом, они совсем другие. Там три из‑под виски, все одинаковые, «Чивас» и одна из‑под армянского коньяка. Это дорогие бутылки!.. А на столе что попало, и все дешевое! Вино «Мацеста», водка «Ледяная капля», «Мартини», персиковый ликер. Не хватает только «Тройного» одеколона!..
– У него деньги кончились. Так не может быть?..
– Он бы купил что‑нибудь одно, как ты не понимаешь! Три бутылки водки, например. И он никуда не выходил! Куда он мог выйти в таком состоянии! Он все время пил! Вчера его привез твой водитель, оставил, пьяного, и он продолжал пить! А утром кому‑то позвонил или ему кто‑то позвонил, и он сказал – привези мне выпить. И ему привезли… ассорти.
– Телефон, – вдруг вспомнил Герман. – Васька сказал, что телефон он выбросил, потому что тот звонил все время. Должно быть, моя секретарша звонила. Она все утро ему звонила, а он трубку не брал!
Они полезли под раковину, достали ведро и заглянули. Там было пусто. То есть совсем пусто – ни бутылок, ни объедков, ни даже мусорного пакета! Телефона не было тоже.
– Подожди, я попробую позвонить.
Герман нажал кнопку, и они стали прислушиваться и оглядываться по сторонам.
– Не звонит, – констатировала Тонечка. – Может, он его из окна выбросил?
– Окна не открываются. Я штору отдернул, обратил внимание.
– Как?!
– В высотках они не открываются, Тонечка. – Он вдруг усмехнулся. – Ты дикий человек! Привыкла на своей даче из окна глядеть на лужайку!.. И еще небось дождь слушать!
Тонечка и впрямь всегда открывала окно в дождь. Даже весной и осенью, когда дожди шли холодные!
– Телефон забрал тот, кто принес ему выпивку, так получается, да?
Герман пожал плечами:
– Зачем?
– Я не знаю зачем, Саша! Я предполагаю! Я написала столько детективных сценариев! Вот и выходит, что его убили.
– Он умер у нас на глазах.
– Ты это уже говорил.
Домофон разразился заливистыми трелями. Они оба вздрогнули от неожиданности и посмотрели друг на друга.
– Приехали, – сказала Тонечка.
– Объясняться будем до завтра, – сказал Герман.
…Гастроли бабка давала с самого утра.
Хорошо, что в школу можно было не ходить между майскими праздниками.
Как только мать уехала в город – Настя слышала хлопанье дверей и звук ее машины, – бабка выползла из своей комнаты, пошуршала внизу, потом поднялась на второй этаж, постучала в дверь и велела вставать.
– Мы не хотим вставать! – прокричала Настя.
Джессика проснулась, махнула рукой, натянула на голову одеяло и повернулась на другой бок.
Но бабка не отставала.
– Мы не встанем!
– Завтрак на столе.
– Мы не хотим!
Бабка продолжала стучать.
Джессика сорвала одеяло, села на диване и вытаращила глаза. Огляделась, вздохнула и почесала ногу.
Бабка стучала.
Настя знала, что она может так простучать хоть час, хоть два, хоть до завтра!..
– Ба, отстань! Мы не будем завтракать!
– Есть охота, страсть, – прошептала Джессика и покрутила рукой по животу, показывая, что он абсолютно пуст.
Стук продолжался.
Настя сорвалась с кровати, подбежала и наотмашь распахнула дверь.
– Доброе утро, – невозмутимо поздоровалась бабка. – Умываться, одеваться и за стол. У меня мало времени.
Пришлось вставать, канителиться с одеванием и умыванием – по детской привычке Настя терпеть не могла умываться и усаживаться за стол.
– Почему ты решила поступать в театральный, Джессика?
Та стрельнула в бабку глазами, поежилась, положила ложку и, глядя в пол, тихо‑тихо проговорила, что хочет быть актрисой.
– Ты любишь театр?
Джессика совсем поникла и прошептала, что любит кино.
– Ба, отстань от нее, – велела Настя.
Бабка и ухом не повела.
– Какое же кино ты любишь? Иностранное или отечественное?
Джессика умоляюще посмотрела на Настю – спасай.
– Ба, ты не смотришь кино, которые мы любим.
– Вполне возможно, и все же?..
Настя закатила глаза.
– Мы любим настоящее кино! – закричала она. – Настоящее! «Низкие игры», к примеру! Ну чего?! Ты небось даже не слыхала! «Утопия», «Баттл он Реймс», «Паук Рембрандта»!
– Я «Игру престолов» сильно люблю, – еле слышно призналась Джессика. – Жуть просто.
– Ну, разумеется, – не моргнув глазом согласилась бабка. – Великое произведение искусства.
– А ты не знаешь, и не говори! Ты смотрела? Хоть одну серию смотрела?!
– Я посмотрела две, – проинформировала Марина Тимофеевна, и обе начинающие артистки уставились на нее в изумлении. – Очень много голых людей и очень много коней. Я быстро заскучала.
– Еще бы! Это для молодых кино! Для мо‑ло‑дых!
– И бедных, – подхватила бабка. – Для молодых и бедных.
Нужно было пропустить мимо ушей, не нарываться, но Настя была слишком задета.
– При чем тут это? Бедность при чем?
– Джессика, чай или кофе?.. Или, может быть, кипяченого молока?.. – Не дождавшись ответа, Марина Тимофеевна налила гостье чаю с молоком и стала неторопливо расправлять закатанные рукава рубашки. – Видите ли, девочки. Бедный человек не может позволить себе почти ничего, только ежедневную, изнурительную, очень скучную работу за мизерное жалованье. У него нет возможности думать, читать, созерцать… сады Ватикана!.. Ему некогда, и нет сил. Он должен работать и кормить детей. Но человек так устроен, что не может прожить без отвлечения и развлечения. Даже в сталинских лагерях была самодеятельность! И зэки пели и плясали, спектакли ставили, это исторический факт.
– Ба, куда тебя понесло?! Лагеря какие‑то, зэки!.. Что такое?!