LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Отцы и дети. Избранное

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано‑французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь. Их отношения, на фоне ее сложившегося семейного быта (она была замужем), многим казались, да и теперь кажутся, загадкой.

До встречи с Виардо личная жизнь Тургенева складывалась как‑то нескладно. Первая любовь, о которой Иван Тургенев поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15‑летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею.

Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.

Варвара Петровна, матушка писателя, не одобряла такие связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную, а Иван Сергеевич любил и жалел дочь.

Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо.

С 1854 по 1860 год Тургенев начал активно сотрудничать с некрасовским «Современником» как критик, рецензент, писатель. Здесь выходят статья «Гамлет и Дон‑Кихот», рассказы и повести: «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека» (кстати, именно это произведение пополнило терминологию русской критики понятием «лишний человек»), «Гамлет Щигровского уезда», «Яков Пасынков». В это же время написаны повести «Фауст», «Ася».

В этот период произошла первая встреча Тургенева с Львом Толстым, талант которого он горячо приветствовал еще с первой его публикации в «Современнике» («Детство», 1852), а Толстой, еще до их личного знакомства, посвятил Тургеневу «Рубку леса».

В 1861 году между ними произошла ссора, едва не завершившаяся дуэлью, которая, к счастью для русской литературы, не состоялась. Повод был формальный: разные взгляды на воспитание. Причиной взаимного раздражения было то, что Тургенев категорически не принимал склонности Толстого к морализированию, полагая, что это ослабляет его талант.

В 1860 году в «Современник» пришли новые, более молодые сотрудники – Н. Г Чернышевский и Н. А. Добролюбов, насаждавшие свои революционно‑демократические взгляды, и в редакции журнала произошел раскол. Н. А. Некрасов принял сторону новых идеологов «Современника». И. Тургенев, противник радикальных общественных перемен, покинул журнал, навсегда разорвав отношения с Некрасовым.

Начиная с 60‑х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Он первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями‑реалистами Проспером Мериме, братьями Гонкурами, Эмилем Золя и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.

Но до конца дней он оставался русским писателем. В конце жизни Тургенев дважды побывал на родине – в 1879 и 1880 годах. И оба раза Россия встречала его овациями. В дни торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве речь Тургенева (наряду со знаменитой «Пушкинской речью» Достоевского) стала одним из самых ярких событий.

Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, вернуться на родину, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 года обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак костей позвоночника). Незадолго до смерти Тургенев посылает прощальное письмо Льву Толстому, в котором называет его «великим писателем Русской земли» и призывает вернуться к творчеству (в это время Толстой переживал духовный кризис).

 

Умирал писатель на чужбине долго и мучительно. Страшные боли снимал только морфий, у него появились кошмары: ему казалось, что его отравили, а в ухаживающей за ним Полине Виардо мерещилась леди Макбет. В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Сергеевич был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек – рядом с ним находилась любимая женщина. После смерти она унаследовала имущество Тургенева.

Классик скончался в Вуживале, близ Парижа, 22 августа 1883 года. Те, кто видел его во время прощания, свидетельствуют, что лицо его было упокоенным и прекрасным как никогда. Похоронен Иван Сергеевич, по его завещанию, в Петербурге на Волковом кладбище, рядом с Белинским.

Александр II, называвший Тургенева «бельмом на своем глазу», отреагировал на смерть «нигилиста» с облегчением.

 

Все написанное классиком изменило существующие каноны романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника – и показал его в своем произведении «Отцы и дети». Благодаря писателю‑реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход и образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».

 

Отцы и дети

 

Посвящается памяти

Виссариона Григорьевича

БЕЛИНСКОГО

 

 

I

 

– Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20‑го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет‑с, не видать».

– Не видать? – повторил барин.

– Не видать, – вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

TOC