Живая ракушка
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Вдруг дверь открылась, и в кабинет вошла директор с незнакомой девочкой. Класс дружно встал.
− Здравствуйте, ребята! Садитесь.
По‑матерински обняв школьницу за плечи, она представила:
− Знакомьтесь, это Катя Львова. Будет учиться с вами. Катя немного задержалась, − на этих словах голос Зои Ивановны стал чуть тише, − но думаю, − она добрым взглядом обвела учеников и продолжила, − вы поможете освоиться ей. Тем более, Катя – отличница.
Сидевшая на четвертой парте в среднем ряду белобрысая девочка состроила кислую мину.
Все рассматривали новенькую.
Коричневое школьное платье с аккуратно пришитыми белыми гипюровыми манжетами и воротничком. Черный фартук с крылышками на плечах. Красный пионерский галстук. Бежевые хлопчатобумажные колготки гармошкой собрались на коленках. Лакированные черные туфельки с застежками по бокам. Черные банты.
Обычная советская школьница. Неприметная. Разве что цвет волос, собранных в два хвостика, отличал девочку от остальных детей. Огненно‑рыжий.
Говорят, рыжие – счастливые, но по лицу незнакомки это было незаметно. Глаза цвета подсушенной полыни смотрели куда‑то вдаль, не замечая ребят. Словно девочку вырвали из какого‑то своего мира и насильно поместили сюда − в эту школу и этот класс.
Белобрысая оценивающе взглянула на темно‑оранжевый портфель, который держала в руках вновь прибывшая. «Дорогой, наверное. В нашем городе такие точно не продают», − с завистью подумала она.
− Ольга Васильевна, я вас оставляю. Принимайте, − директор погладила Львову по плечу и направилась к двери.
Дети встали.
− Катя, садись к Корчагину, пока Иванова болеет, − классная руководительница указала на свободное место третьей парты у окна.
Девочка тихо прошла, села, повесила портфель на крючок. Учительница продолжила вести урок. Некоторые ребята следили за Катей. Вот она расстегнула застежку, вытащила пенал, тетрадь и дневник. Паша краем глаза тоже наблюдал за соседкой: лицо показалось знакомым.
Потом девочка, будто опомнившись, наклонилась и достала из портфеля что‑то красное, пластмассовое.
«О нет, − увидел Павел. – Футляр для очков!» Он сразу вспомнил детский сад, Анжелу и недельное наказание.
А Катя надела очки и стала слушать учителя.
«И почему мне так не везет?» − вопрошал мальчик.
После уроков Корчагин подошел к классному руководителю.
− Ольга Васильевна, я же с Ивановой сижу. Зачем ко мне новенькую посадили? Вон у Славки Подгорного тоже свободное место.
− Паша, чем ты недоволен? Катя – отличница, в Артеке, между прочим, побывала. Английский изучает. А у тебя по литературе и иностранному пробелы. Вот и бери пример. Четверть посидите вместе, там посмотрим. А за Иванову не беспокойся. Выйдет – сядет с Подгорным.
Паша молчал. Да и что он мог сказать в ответ? Что ему не нравятся девочки в очках? Расстроенный, побрел в раздевалку.
Краем уха разговор услышала Ленка Головняк. Та самая, с кривой миной. И, еще не зная Львову, уже невзлюбила ее.
Катя потихоньку втягивалась в учебу. На отлично отвечала любой урок. Кто‑то из одноклассников удивлялся: откуда она столько знает? А кого‑то это бесило: задается. Но была тихой, молчаливой. После уроков сразу уходила домой.
Директор, рассказав в учительской историю Львовой, попросила внимательнее к ней относиться.
− У девочки психологическая травма. Бабушка говорит, что Катя замкнулась. Дома по вечерам плачет. Никуда не хочет ходить. Надо ей как‑то помочь. Ольга Васильевна, с кем Катя общается в классе?
− Львова больше с книжками время проводит. На переменах читает. С ребятами ее не замечала.
− Вот видите. А по словам бабушки, раньше она была хохотушка и активистка. Может вам поход организовать или экскурсию? Подумайте, Ольга Васильевна. Я на вас рассчитываю.
Глава 16. В пещере
В конце месяца класс пошел в местную пещеру. По легендам, в древности здесь жил медведь‑оборотень, который, выходя из укрытия, превращался в человека. Встретив путника, оборотень заговаривал с ним и зазывал в гости. Входящий в пещеру пропадал навеки.
В семидесятые годы спелеологи обследовали эту достопримечательность и ничего, кроме костей вымерших животных, не нашли. Чуть позже краеведы стали водить сюда экскурсии.
Пещера представляла собой длинный лабиринт со множеством закоулков. Детям запрещалось ходить одним, дабы не заблудиться. Были здесь и низкие ходы, и высокие залы, достигавшие семи метров в высоту.
Вход начинался небольшой аркой, поэтому нужно было чуть пригнуться, чтобы зайти. Экскурсовод выдал ребятам налобные фонарики и начал рассказ.
Школьники осторожно друг за другом проникали в подземное царство. Пройдя метров десять−пятнадцать, класс оказался в сводчатом зале. Остановились.
− Дальше узкий проход. Идем парами, − скомандовала классная руководительница. − Кто с кем сидит за партой, так и встаем.
Катя шла с Корчагиным. Замыкающими. Было холодно и сыро. В некоторых местах подморозило. Неожиданно девочка оступилась.
− Ой! − вскрикнула и, поскользнувшись, резко стала заваливаться на бок.
Еще миг, и Катя лежала бы на обледеневшей тропинке с травмой. Но сосед по парте среагировал быстро: подхватил за локоть и удержал.
− Спасибо, − смущаясь, поблагодарила девочка.
− Всегда пожалуйста.
Немного отстав от остальных, ребята продолжили путь. Впереди экскурсовод говорил о сталактитах и летучих мышах, но Корчагина интересовало другое.