LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

18x9

Я убежден, что в России волейбол должен нести, совместно с литературой, театром, живописью и другими сферами искусства, образовательную, культурную миссию. По сути, в нашей стране волейбол может быть только крылатым, в прямом и переносном смысле. Это интеллектуальная, красивая игра. Поэтому она должна одухотворять человека, делать его жизнь осмысленнее, светлее, добрее. Лучше.

Мама и папа, приводя своего ребенка в волейбольную секцию, должны понимать, что отдают свое чадо не просто в спорт, а вводят его в систему воспитания, где будет взращиваться его физическая, умственная, волевая и нравственная сила; что волейбол воспитает в нем целостную личность. И ребенок, войдя в эту систему, должен ощущать, что он растет не только в силе и координации, но и личностно, духовно. Здесь под духовностью я подразумеваю способность преодолевать собственные границы, находить в себе новые формы совершенства, стремиться стать лучше и сильнее. И переносить эти благотворные навыки в другие сферы жизни. Волейбол в России должен ассоциироваться с образованностью, интеллигентностью и воспитанностью. Да и все остальные спортивные игры должны у нас быть такими, весь спорт. Только так!

И все начинается с детства, со школьной скамьи. Вот куда надо направлять внимание, силы и средства, чтобы сделать наш спорт жизненной потребностью каждого мальчишки и девчонки. Поэтому главная задача для нас сегодня – вернуть волейбол в школы и дворы, чтобы дети хотели в него играть, чтобы у них было все для этого: и время, и хороший квалифицированный наставник, и друзья, и та самая площадка, на которой будет происходить таинство игры, становление сильных, умных и добрых людей. Как все это осуществить? Через школьные реформы, через педагогические образовательные программы, через квалифицированную подготовку учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования. Но реформирование школы может произойти только через реформирование жизни в целом, через потребность самого общества быть, развиваться, воспитывать детей, создавать условия благоприятной жизни между человеком и человеком. Через создание полноценной жизни всего людского сообщества. Нельзя требовать от школы воспитания ребенка, когда вся внешняя жизнь безнравственна, бездуховна, где все разнузданно, бесчеловечно. Нужен культ дружбы между людьми, культ детства, культ нравственного поведения. Культ культуры и традиции. Без этого возрождение страны невозможно. Волейбол имеет все свойства, чтобы стать одной из основ возникновения истинно народной жизни. Волейбол имеет в себе все ресурсы, чтобы выполнить эту миссию.

Развивать зрелищность волейбола, пропагандировать посещение матчей на стадионе, повышать рейтинги теле‑ и интернет‑трансляций – это одно; вовлеченность людей в саму игру – совершенно другое. Хотя, конечно, эти два фактора взаимообусловлены. Но зрелищность всегда вторична; надо признаться, в волейбол интереснее играть, чем его смотреть. И здесь алгоритм такой: от игры и личного опыта – к просмотрам матчей и походам на стадион. А не наоборот. Да, волейбол красивая игра – но красота эта не должна быть крикливой. Да, это шоу, но оно должно быть в рамках разумного. Я не могу привести своего ребенка на игру в «Сибур Арену», потому что невозможно детскому слуху выдержать такие децибелы, да и взрослому тоже. И ведущий… Только мешает смотреть игру. Шоу не должно опускаться до низкого уровня, простого бездумного зрелища. Волейбол, как балет и театральная постановка, должен читаться изнутри. Должна быть культура смотрения. Волейбол – это мысль, созерцание. Надо воспитывать культуру болельщика, ее нельзя грубо копировать с других форматов массовых развлечений и игр. Волейбол – это другое.

Не будем прогибаться под мир. Пусть мир прогнется под нас.

 

* * *

 

Есть в жизни каждого человека моменты, которые делают его сильным, определяют его дальнейший жизненный путь. В эти периоды время сгущается, и происходящие события имеют вес тяжелых камней. Они давят тебя к земле, сжимают в точку, делают тесными границы – для того чтобы, видимо, научить дух вырываться за пределы твоего естества, в высоты безграничных возможностей. Жизнь сдавливает тебя в своих тисках. Обыденность и рутина втягивают надежды и мечты в себя, как в могилу, а ты карабкаешься и сопротивляешься – создаешь преграды событиям, посягающим на твою свободу и мечту. Возвращаться в эти тяжелые дни и по прошествии времени не хочется даже в памяти. Это груз того прошлого, которое нужно забыть, как страшный сон. Как бы ни были важны для тебя эти минуты – минуты испытания твоего духа на прочность, – больно возвращаться в мгновения, наполненные невероятным напряжением и тоской. И было бы невыносимо жить, если бы не свет и тепло, исходящие из замысла твоей цели, которую ты поставил перед собой и которая согревала тебя изнутри на протяжении этого пути. Свет от сверкающей мечты, как путеводная звезда, напитывал тебя верой и осознанием того, что за любым испытанием, за любой потерей, за разочарованием и неудачей стоит нечто важное, безусловное, непреходящее, настоящее – твое; когда твой дух предварял радостные встречи и счастливые минуты будущего. Благодаря этой интуиции и выживает человек в тяжелых испытаниях.

 

Конец ознакомительного фрагмента

TOC