Кольца мостов
– Раньше, как рассказывал дед, в церквях были лики святых, но тритоны все уничтожили и сделали там будуары в виде гигантских подвесных гамаков. Они привязаны огромным чугунным якорем, что крепится в центре, у основания купола, и летают по всей церкви пока тритоны предаются своим утехам. Я была там один раз, чуть не умерла со страха. Как будто сотни паучьих коконов дрожат трясутся в вышине. Мерзость необыкновенная! Так вот. Туда они свозят теперь не только молодых нереид, но и юных пришлых. Даже страшно представить, что они в своих паутинах с ними делают, полный Содом и Гоморра. И если с нереидами все понятно, они такие, как говорится, легкие на передок, то изнасилование пришлых, на мой взгляд, должно караться по всей строгости закона. Любой горожанин с пеленок знает, что трогать пришлых нельзя, нельзя причинять им зло и боль, они и так уже натерпелись. Они тут на передержке, и им надо помогать. Это прописано во всех законах Книги Посейдона. Но тритоны плевать хотели на любые кодексы и правила. Пришлые – отныне расходный материал. А все потому, что, если ребенок растет без ограничений, он вырастает в полного морального урода, которому все позволено. Тритонята все выросли на наших глазах, беспределили как хотели, хвосты не поротые, и вот, пожалуйста, результат.
Чем дольше Туська‑Невея жила под мостами, тем лучше ориентировалась в новом пространстве. Каждый район в городе носил название по номерам мостов – Мост Первый, Мост Второй и так далее. Всего их было около пятидесяти. Сама Мента жила в районе Седьмого, и их расположение было наиболее удачным. Седьмой Мост – это был городской центр, со всеми признаками имперской роскоши – шикарные дворцы с колоннами, подвесные сады и фонтаны, кареты запряженные гиппокампами в красно‑золотых попонах. В середине района стоял театр, вокруг которого была сосредоточена вся жизнь. Почти все жители Седьмого либо выступали в Театре, либо работали в нем. Это было обязательным условием нахождения в этой части города. Когда Мента сообщила ей об этом, Туська была весьма озадачена. У нее никогда не было никаких творческих талантов, она чистой воды математик.
– Это просто замечательно! – радостно хлопнула в ладоши Мента. Ее ногти с новейшим покрытием из латуни, клацнули друг о друга радостно и звонко, как колокольчики. – У нас тут одни творцы собрались, никто не хочет делом заниматься, и ты будешь очень востребована театральным сообществом. Я договорюсь с руководством, скажу – ты моя родственница по деду Главку, попрошу взять в костюмерный цех. По основным праздникам, в хоре поют около тысячи океанских девушек, плюс солистки – наверное, штук тридцать, все из нереид. Гримерный и костюмерные цеха – почти сплошь состоят из пришлых, их набрали себе в помощь сестры Горгоны. Ох, и злющие они, мои тетки, но ты не волнуйся, тебя не тронут. Их Тритоны специально поставили, чтобы милые дамы регулярно мучили пришлых и спускали с них три шкуры. Это у тетушек отлично получается, но проблема оказалась в том, что никто из Горгон толком не умеет считать. Пришлые, когда попадают к нам, первое время, как и ты поначалу, совсем ничего соображают. А потом память у них меняется, стабилизируется, но со счетом все равно всегда полный крах. Ой прости, я все время забываю, что ты не из наших. Настолько уже привыкла к тебе.
– Ничего, все в порядке. Но ты права, надо проверить как у меня со счетом.
– У меня есть жемчужные старинные счеты, я дам тебе. Так вот, о чем я? В результате недостатка костюмов каждый праздник омрачается диким плачем какой‑нибудь из актрис, что осталась без костюма из‑за «этих тупых Горгон». А если эти девки нереиды рыдают, тушите свет. Они голосистые, что твоя труба иерихонская. Жалуются тритонам, бегают по инстанциям. Кошмар, короче, полный.
А самое страшное, что начинается шторм и праздник быстро сворачивают в целях элементарной безопасности. Наш театр уже два раза чуть не смыло. И все из‑за костюмов нереид. Дурдом, короче, с этим семейством. Одна надежда на тебя, дорогая моя Невея. Праздник назначен не следующей неделе, костюмы все пошиты. Главное – проверить точное количество. Справишься?
Вскоре Туська сидела на треугольном крыльце‑козырьке и считала на старинных жемчужных счетах. Древний метод, но, как ни странно, она быстро его припомнила. Ее когда‑то учила считать на счетах бабушка. Увы, Мента была права. Память в городе мостов становилась мягкой и бесформенной, словно комок ваты. К примеру, сейчас она вспомнила свою бабушку, даже вспомнила, что та обладала целительским даром, но хоть убей не могла воскресить в памяти ни ее имени, ни периода, когда они встречались. Отныне все ее воспоминания были похожи на разрозненные фрагменты старых кинофильмов, что она смотрела когда‑то в детстве. Мостовая жизнь все больше захватывала ее, не оставляя места эфемерному прошлому.
Стража тритонов в районе Седьмого моста появлялась крайне редко, так как местные их недолюбливали, и «хозяева жизни» старались перед предстоящими выборами Главного, не нагнетать обстановку. Еще в Седьмом районе обитали прекрасные нереиды и их хор. Каждое утро Туську‑Невею будило божественное пение, льющееся отовсюду. В доме Менты все спали в больших гамаках, подвешенных к балдахинам, что крепились к потолку. Ночью откуда‑то все время шла вибрация и гамаки мерно раскачивались, убаюкивая этим своих ночных гостей. А на рассвете Туська просыпалась под небесное пение, открывала глаза, смотрела в окно и видела в небе загадочных птиц, которые никогда не опускались ни на воду, ни на дома, а лишь кружили где‑то под облаками, широко раскинув белые крылья. Ночью же (Туське удалось несколько раз не уснуть со всеми), если подойти к окну, то увидишь ангелов. Силуэты, похожие на людей в длинных одеждах, проходят по небу, иногда задерживаются и смотрят вниз. В такие моменты Туське начинало казаться, что она вот‑вот что‑то вспомнит, но ее память вела себя странно и непредсказуемо.
Волосы
Несмотря на проклятия и угрозы жены, Семенов переехал к Катерине. Точнее, он выгнал жильцов из квартиры, которую сдавал в аренду, и теперь Катерина разгуливала в прозрачном пеньюаре по мансарде с видом на Исаакиевский собор. По утрам они любили пить кофе на большом балконе, увитом цветами и смотреть вниз на толпы туристов с фотоаппаратами. Многие из них щелкали без перерыва, даже не успевая оторвать глаз от камеры, в надежде увезти с собой всю красоту северного города. Катерина наслаждалась новой жизнью богатой дамы, хотя где‑то глубоко внутри, ее не покидало чувство, что все происходит будто бы не с ней. Что она не заслужила этого неожиданно свалившегося счастья. Мироздание затаилось на время и лишь ждет удобного часа, чтобы всадить Катерине нож в спину.
Эта сумасшедшая с ножницами в руках до сих пор везде ей мерещилась – когда девушка заходит в подъезд, на улице, в метро. Пару раз ей даже казалось, что бледная как смерть, жена Семенова заглядывает в окна парикмахерской «Азиза». Каждый раз, подходя к дому на Исаакиевской, она ощущала прилив страха, от которого волосы на голове в буквальном смысле становились дыбом.
– Дура, ты Катька. Надо было сразу на нее заявить, у тебя же свидетелей куча! – ругала ее сменщица Валентина, когда они пили кофе в перерыве. – Сразу было ясно, что тетка умом тронулась. Упекли бы ее в психушку – и ей польза и тебе спокойнее. А так посмотри на себя – ни рожи, ни кожи. Что с тобой такое происходит?