LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Проект X

Голова кружилась и раскалывалась. Все тело страшно болело. Леша попробовал отползти, но стоило опереться на левую руку, как плечо и грудь словно огнем обожгло. Быстро и тяжело дыша, он предпринял вторую попытку, на этот раз с опорой на правый локоть.

Лешка почти добрался до обочины, когда мощная задняя лапа припечатала его к земле.

Внутри что‑то хрустнуло. Мальчик издал сдавленный крик, быстро прервавшийся из‑за нехватки воздуха. Динозавр качнул головой. Глаза зверя блеснули в свете телефонной вспышки. Лешкино зрение стало мутнеть. Боль заливала грудь как патока. Он успел заметить огромную раззявленную пасть. Потом могучие челюсти сомкнулись на тонкой шее.

 

III

 

Длинный университетский коридор пустовал. Позади остались бесчисленные двери, откуда доносились голоса, из которых сосредоточенный разум выхватывал одно‑два слова. Впрочем, слова тут же забывались, стирались мыслью: «442. Историческая геология. Амалицкий». Ярослав взглянул на часы – 11:47. Нужно торопиться!

Расстегнув черное пальто, он почти перешел на бег. 439, 440 – номера аудиторий сменяли один другой, он был совсем близко. 442 – Отлично!

Дверь оказалась приоткрытой. Ярослав остановился, отдышался и осторожно заглянул внутрь.

Его взгляду предстал обширный зал, с ожидаемо высоким потолком и рядами парт и скамей. Прорывавшийся через щели в шторах свет падал на пол узкими полосками, оставляя большую часть помещения в полумраке, который рассекали мертвенные лучи проектора. Студентов собралось много, но никакого интереса они не вызывали. А вот преподаватель!..

Пришлось просунуть голову внутрь, чтобы разглядеть его. Секундная фокусировка на лице, стремительное пролистывание воспоминаний и… Упитанный, плотно сложенный мужичок за пятьдесят. Да! Это действительно он! Евгений Александрович Амалицкий собственной персоной. Одно из светил отечественной эволюционной биологии и палеонтологии – во всяком случае, если верить начальству. А зная их источники, сомнений и быть не может.

– Так, дорогая галерка, попрошу еще пять минут внимания! Вопрос к вам! От кого произошли динозавры?

В кабинете повисла тишина. Вопрос, очевидно, не был для студентов сложным, однако прошло полминуты, а ответа преподаватель не получил.

– Ну же, уважаемые! Вы, девушка в наушниках. – Лектор указал на согнувшуюся над телефоном блондинку. Наушники Ярослав не разглядел, однако они очевидно имелись: блондинка не реагировала, пока соседка не толкнула ее в бок. – Вы услышали вопрос?

– Нет, повторите, пожалуйста.

Студентка едва заметно коснулась уха и выпрямилась, всем естеством демонстрируя полное сосредоточение на предмете.

– От кого произошли динозавры?

– Ящерицы? От стегоцефалов, конечно!

Преподаватель сдержался, однако с первых парт донеслись сдавленные смешки.

– Хорошо. Стегоцефалов… Приведите пример.

– Котилозавры. Они же это, амниоты.

– Нет! Вопрос был очень простым, однако вы не смогли дать верный ответ. Причем правильных ответов хватает. Вы могли бы привести любую современную теорию, даже текодонтную, к которой у меня лично, как и у моих коллег в общем‑то, очень много неудобных вопросов. Ооднако сказанное вами противоречит здравому смыслу. Да будет вам известно, что динозавры, входя в амниот, происходили от точно таких же амниот. Если быть более точным, то от архозавров, группы, в которую входят крокодиломорфы, птерозавры и как птичьи, так и нептичьи динозавры. Котилозавры же, с точки зрения систематики, от архозавров бесконечно далеки. Они даже не амниоты, поскольку икру откладывали.

Осматривая аудиторию, Амалицкий заметил человека в дверях, показал пальцем «минуту» и продолжил говорить.

– Итак, дорогие студенты. Мораль такова: если вы хотите двигать науку вперед, вы обязаны проявить уважение к предмету. Это значит не только внимательно слушать лекции, поскольку я, как и девушка с задних рядов, тоже человек и могу ошибаться. Используйте пытливость ума, здравый смысл и вещественные доказательства, а не догмы из советских учебников про котилозавров. До конца пары пять минут. Всем спасибо! Бегите в столовую!

Преподаватель погасил проектор, выключил компьютер и приглашающе махнул гостю.

К тому моменту большинство студентов уже двигались к выходу. Вот‑вот в дверях должна была начаться давка. Пытаясь не терять ученого из виду, Ярослав зашел внутрь.

Амалицкий захлопнул еще более древний, чем объекты его научного интереса, ноутбук и, убрав его в большую наплечную сумку, развернулся к посетителю, который молча ждал у кафедры.

– Одну минуту! – Биолог торопливо закинул сумку на плечо и задвинул стул. – Кто вы и по какому вопросу?

– Ярослав Николаевич. Представляю интересы «Новой Зари 2».

– О… Это честь для меня. Евгений. – Он пожал протянутую руку. – Если вы по поводу студентов‑практикантов, то пока все ребята заняты. Однако могу предоставить вам список самых лучших!

– Нет, Евгений Александрович. Я лично к вам. Скажите, можно ли поговорить с вами в более уединенном месте?

– Конечно! Пройдемте!

Профессор закрыл аудиторию на ключ и зашагал по коридору. Через пару минуту он остановился у двери с табличкой «Преподавательская. Е. А. Амалицкий» и, приглашающе кивнув, пропустил гостя вперед.

Ярослав вошел в просторную комнату и обомлел. Письменный стол, заваленный бумагами, притулился в углу, оставляя место для научной утвари, книжных шкафов, различных тумбочек и огромного металлического стола в центре.

Всюду лежали ископаемые, как правило извлеченные из породы только частично. На их фоне выделялись несколько странной формы черепов рептилий и огромных, с обеденное блюдо, закрученных раковин. Очищенные и отполированные до зеркального блеска, они стояли на своих подставках.

В палеонтологии Ярослав не разбирался, но его взгляд то и дело приковывали поразительные экспонаты импровизированного музея. Он разглядывал череп с табличкой «Tyrannosaurs Rex MOR 6625/Chomper. Реплика. Возраст 3 года». Он любовался раковиной – почти янтарной, покрытой сложной цепью белых полос, словно повторяющих узор каких‑то древних водорослей. Это природное произведение искусства было подписано как «Аммонит Cleoniceras sp. Мадагаскар 100–113 млн лет».

На четырехметровом столе в центре, под светом ламп и тремя стационарными лупами, лежал крупный, почти во весь стол, кусок породы со скелетом, похожим на собачий. Разве что у этой собаки были непропорционально большие клыки и странно разведенные в стороны лапы.

Профессор кинул сумку на черный металлический стул и взмахнул руками:

– Простите за творческий хаос! В последнее время коллекция кафедры необыкновенно пополнилась. Приходится и лекции вести, и проводить описание c изучением!

– Но, как я посмотрю, вы этим очень довольны!

– Конечно! Любой бы был!

TOC