LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Сладкоголосая Сирена

Уже было довольно темно, девочка так и не вернулась с реки, и к тому времени в таборе уже начиналась нешуточная паника. Родители маленькой девочки ещё пару часов назад осознали, что она очень долго не возвратилась с реки, пошли её искать и в ужасе не нашли там своего ребёнка. Весь табор был, как говорится, «на ушах». Цыгане уже собирались разом идти на поиски пропавшего ребёнка. Разжигали костры, зажигали факелы и отвязывали собак. Не находили, конечно, ещё одного человека – парня Гожо. Бедная Настя, размазывая слёзы по щекам, объясняла рассерженным жителям, что после встречи с Баро, Гожо так и не появился дома. Хоть и бабушка была на её стороне, волна негодования уже начинала закипать до предела. И в тот самый момент, люди в темноте услышали топот шагов и обомлели, когда со стороны села появился улыбчивый Гожо с пропавшей Лаймой. Родители Лаймы обнимали и целовали дочку, а узнав, со слов девочки что произошло, просто были в шоке. Лайма во всех красках рассказала родителям, что с ней произошло, этот рассказ слышал весь табор, юноша лишь стоял в стороне и просто кивал. Но увидев Настю, подошёл к ней, девушка в слезах прильнула к его груди и зарыдала, восхваляя Всевышнего за то, что он сберёг её любимого.

Гожо после рассказа стоял и смотрел на людей. А затем все люди табора по одному подходили к юноше и благодарили за то, что он совершил. Юноша в толпе глазами разыскал Баро, который тоже взглянул на юношу и лишь молча, кивнул ему. А позже он подошёл к цыганке Лауре и пригласил её в свою палатку для особого разговора.

 

Глава 5. Домашний театр

 

А помещики, в то давнее время, развлекались, как только могли. Когда простые люди не могли себе заработать на кусок хлеба, хотя работали не покладая рук с утра до позднего вечера. Они прожигали время в развлечениях: скачках на лошадях, устраивали охоту на лисиц, на волков, и на прочую лесную живность. И не потому, что хотели отведать особенных блюд, а потому, что это было своего рода состязание, у кого лучше получится. Сегодня один помещик устраивал трёх или четырёхдневную охоту, а потом неделю пировали соседи, и приезжающие из города друзья. А в следующий раз другой…

Так и проматывали своё время. А в тех местах, о которых сейчас идёт речь, жил помещик, или, как его величали здесь в Белоруссии, пан Владислав Заблоцкий. Был он очень богатым. И было у него одно развлечение: он очень любил театр, вернее, театральное искусство. Зиму он проводил в Варшаве, где имел великолепный дворец и много слуг в подчинении. А летом приезжал сюда, в усадьбу. В большой, светлый дом, с огромным фруктовым садом. У пана Владислава во владении было много земли, часть которой сдавал в аренду местным крестьянам. Часть земли обрабатывали крестьяне, проживающие в деревнях, которые принадлежали ему.

Скучно было ему здесь в деревне, и решил он создать свой домашний театр. Задумка была грандиозной, чтобы его театр был не хуже, чем в Варшаве. Он поручил своему управляющему Митрофану присмотреться к здешней молодёжи, прислушаться, о чём они разговаривают во время отдыха. А потом докладывать о своих впечатлениях ему.

И вскоре в усадьбу были приглашены два паренька и три девушки на собеседование к пану. Оказалось, что девушки хорошо поют, а парни играют: один на гармошке, а второй на дудочке. Молодые люди мастерски продемонстрировали своё умение. Пан Владислав остался доволен ими, и заключил договор о том, что отныне они не будут работать физически, а будут здесь у него обучаться правильной польской речи и немного грамоте. Так как оказалось, что все они не умеют ни читать, ни тем более писать. Ведь когда половину страны отдали Польше, то и обучение в школах стало платным и только на польском языке. Поэтому большинство бедняков не могли оплатить учёбу, так и росли неграмотными.

Молодёжи это предложение понравилось, и они приступили к обучению. Специально для них были привезены учителя. Один учил грамоте, второй нотной грамоте, а третий обучал танцам. Вскоре их ряды пополнились ещё пятью сотрудниками. Однако и на этом пан не успокоился. Теперь он уже сам разъезжал по деревням и прислушивался к тому, где есть талантливые подростки и молодёжь. И вот уже около тридцати человек усиленно обучались в панском театре, так в народе называли это увлечение помещика. Теперь уже и режиссёр был приглашён для того, чтобы проводить репетиции. И примерно через полгода, была готова первая театральная постановка. Пан Владислав сам написал сценарий для этой пьесы. Речь шла о том, как бедный крестьянский паренёк полюбил богатую и красивую панскую дочь. И конечно, родители были против их брака. Зачем богатым бедный оборванец, хоть и очень красивый? Тогда отец отдаёт приказ посадить юношу в подземелье, заточить его пожизненно, чтобы дочь и не видела, и не слышала его больше никогда. Но любовь очень сильная штука. Девушка отыскала своего возлюбленного, путём подкупа слуг отца и помогла ему сбежать, чтобы позже самой присоединится к любимому. Но отец вовремя спохватился и запер свою любимую дочь в темницу, до тех пор, пока не поумнеет. Но не рассчитал отец, в темнице было окно, через которое девушка выпрыгнула в реку и утонула. И вот тут в этот трагический момент начинают петь девушки. И пели они, так громко и жалостливо, молясь о душе той невинной влюблённой девушки.

Одним словом, первая постановка имела большой успех. Ведь на премьеру пан Владислав пригласил не только своих соседей, но и друзей из города. И все в один голос воздавали честь хозяину этого домашнего театра. Конечно, новость вскоре разошлась в округе и к помещику потянулись мало‑мальски талантливые люди. Он никого не отвергал, а всех внимательно выслушивал, рассматривал, нет ли каких изъянов в фигуре или во внешности и только тогда зачислял в свой театральный штат.

Пан Владислав сам подбирал репертуар для хора, для сольных исполнений, а также писал сценарий для пьес. Надо сказать, что дисциплина здесь была казарменная. За любую провинность артисты строго наказывались. И работали они не меньше тех, кто работал в поле или на ферме, и получали также мизерную плату за свой труд. Однако были одеты прилично и два раза в день накормлены с панской кухни досыта, а это имело для бедняков большое значение. И ещё здесь запрещалось влюбляться. При малейшем замечании в подобном, артистов тут же изгоняли за пределы театра.

И случилось так, что в ту пору в эту деревню, вернее, в местность, где существовал театр, перекочевал тот самый цыганский табор.

 

Глава 6. Измена

 

На следующий день после подвига Гожо, в таборе намечался грандиозный праздник. Баро дал устное разрешение на кровосмешение двум влюблённым. В знак того, что они теперь муж и жена, старейшина должен был сделать на левой руке парня и девушки крестообразный надрезы и соединить их вместе так, чтобы кровь смешалась. Это был важный обряд, который предзнаменовал долгую и счастливую жизнь. Но молодые и без этих ритуалов были очень счастливы. Эта была действительно крепкая и особая сила любви.

Гожо каждую минуту смотрел в глаза любимой и повторял: – Ту Мири (Ты моя)

А Настя повторяла выученную фразу: – Мэ бахталы (Я счастлива)

TOC