Жрец. Трилогия «Сага равнины». Книга вторая
– В ученической – нет, – согласился Ву‑Волк. – Кого бы я тут ловил, если бы наставники вас заранее предупреждали? Доспехи созданы для командной работы. Во время активной фазы случиться может всякое. Например, тяжелое физическое ранение оператора. Или критический излом сознания, лишающий оператора возможности следовать заданному алгоритму. Поэтому командир подразделения всегда имеет право перехватить управление.
– Теперь буду знать, – осмелел Ди‑Лев.
– Не помогут тебе эти знания, – сообщил Ву‑Волк со вздохом. – Промежуточная зона для тебя отныне закрыта.
Ди‑Лев загадочно улыбнулся. Он все еще не понимал последствий своего проступка, все еще надеялся повторить попытку бегства. Что ж, не нужно его разубеждать, пусть надеется. Надежда поможет парню легче переносить уготованные ему ограничения.
Раз в год среди учеников третьей ступени обязательно найдется бунтарь, который сам или сотоварищи спланирует и предпримет подобную отчаянную авантюру. Наставники быстро и легко выявляют такие «очаги неповиновения», подготавливают и провоцируют их к активным действиям, после чего смотрителю промежуточной зоны остается только ждать в пункте наблюдения возле лифтов. Педагогика – великая наука. Уже много веков эффективно и надежно служит она делу поддержания порядка. Силовые и контролирующие структуры выполняют лишь вспомогательную функцию. Наставничество – самый почетный функционал в Пирамиде.
– Зачем бежал? – хмуро спросил Ву‑Волк, хотя знал ответ заранее – одинаковый у них у всех ответ.
– Ждать надоело, – юнец отреагировал на строгий тон и вновь виновато понурил голову, но спустя мгновение снова задрал подбородок и заговорил эмоционально, с подростковым обиженным возмущением. – Океанисты объявили, что готовы со дня на день. Возьмут под контроль побережье, кто им помешает прийти на равнину? Еще пару лет подождем, и космики вернутся. А мы так и будем сидеть в Пирамиде до скончания веков.
– Значит, ты решил в одиночку провести экспансию, которую Кланы готовят веками? – уточнил Ву‑Волк.
– Достаточно контролировать Город, – сказал Ди‑Лев с таким видом, словно выступал на Совете Правления. – Кто владеет Городом, тот владеет всей равниной.
– И ты – о, всемогущий! – овладел бы Городом в одном экзоскелете?
– Доспехов вполне хватило бы, – ученик пожал плечами.
– А если жители Города начали бы оказывать сопротивление?
– А что они мне сделают? В доспехах‑то? Со своими ножиками?
– Так ты представляешь жителей равнины? Беспомощные ремесленники с ножами и палками? А как же Жрецы?
– Сказки!
– А те, кого они называют «чери»?
– Зверинец!
– И как бы ты наказывал несогласных? Рвал бы на части? Разбрасывал в стороны, как хотел отбросить меня?
– Я же осторожно, – глаза юнца виновато забегали. – Мне нужно было только пройти к шахте.
– Осторожно он! – Ву‑Волк повысил голос, хотя в душе не было уже первого, слепого негодования. – Замахнувшись клешней экзоскелета! Не до конца освоив управление! Старшего по возрасту и по статусу! Беззащитного! Твоя цель оправдывала возможные последствия?
– Нужно было только начать, – упрямо и глухо откликнулся Ди‑Лев. – Для старта экспансии нужен лишь первый толчок.
За спиной мягко растаяли двери лифта. Кабина была пуста. Лифт доставит беглеца на нижний жилой уровень, где его уже ждет наставник и представитель клана Львов.
– Что ж, иди, наш первотолкатель, – Ву‑Волк потрепал парнишку по плечу, одновременно подталкивая к лифту. – Тебя ждут.
– Что со мной будет? – спросил Ди‑Лев со скрытой тревогой.
– Твоя специализация в гимназии?
– Лингвистика.
– Вот и будешь заниматься своей лингвистикой. Тебе создадут для этого все условия.
– Скучно, – Ди‑Лев наморщил нос.
– Какая же экспансия без хорошего лингвиста? – удивился Ву‑Волк. – Кто поможет разобраться с языками черей? Кто наладит эффективную коммуникацию с жителями равнины? Верное слово сильнее тысячи пульсаров. Умелый лингвист справится там, где бессильны будут целые подразделения операторов в экзоскелетах.
– Скучно, – повторил Ди‑Лев, но уже менее уверенно.
Закрылись двери лифта. Ву‑Волк обратился к экзоскелету. Доспехи сомкнули бронепластины и упруго выпрямились на могучих ногах. В походном режиме экзоскелет отправился на место постоянной дислокации, чтобы вернуться в стазис и ждать следующего беглеца. Ву‑Волк запустил протокол консервации. Теперь промежуточная зона была заблокирована от любого проникновения. До тех пор, пока снова не позволит смотритель.
Пора было устремиться к Вершине. Через минуту смотритель покинул шахту на этаже своего клана. Ар‑Волк была одна, стояла у панорамной стены, обернулась порывисто, улыбнулась, как вздохнула, легкой тенью, и вернулась к созерцанию. Она могла часами так стоять, впитывая, выпивая глазами пепельно‑желтую безлюдную даль равнины. Откуда все началось, где все закончилось и где все должно начаться и продолжиться вновь. Ву‑Волк встал за спиной одной, соблюдая субординацию: Ар‑Волк была одной из старейшин клана. Самой влиятельной старейшиной. Некоторое время молчали.
– Как беглец? – наконец спросила Ар‑Волк.
– Пытался меня убить, – сообщил смотритель. – Замахнулся клешней.
– Удивительно! – Ар‑Волк удивилась широко открытыми глазами и всплеском ресниц. – Это важно. Очень важно.
– Знаю, – кивнул смотритель. – Составлю субъектив для наставников. Пусть найдут девиации в процессе педагогического воздействия.
– Взаимодействуй с кланом Львов, – посоветовала старейшина. – Семя агрессии могло зародиться там, не в гимназии.
– Спонтанные коммуникативные ситуации, много случайностей, хаос, – засомневался Ву‑Волк.
– В процессах обучения и воспитания не бывает случайностей, – возразила Ву‑Волк. – В любом хаосе можно отыскать закономерности. Это дело наставников. Нужно просто обратить внимание педагогов. Агрессия – это важно. Очень важно.
– Для будущей экспансии, – закончил смотритель промежуточной зоны. – Не исключена возможность силового контакта. Понадобятся доспехи, много доспехов. Их операторы должны быть готовы к непредвиденным обстоятельствам. Оператор доспехов без агрессии малоэффективен. Теперь наставники будут культивировать в учениках агрессию? С первой ступени?
– Ни в коем случае! – Ар‑Волк не смогла сдержать улыбки – настолько наивным было предположение смотрителя. – Не для того мы веками сводили на нет проявление агрессии в молодняке, чтобы разрушить порядок ради экспансии.