Худший Друг – Лучший Враг. Роман о бизнесе, жизненном выборе и любви
Попивая чай из граненого стакана, Николай предался размышлениям о том, как сформировать инвестиционную привлекательность своей будущей компании и каким притягательным и перспективным необходимо сделать бизнес, чтобы нивелировать для стратегического инвестора все инфраструктурные сложности, рыночные и страновые российские риски.
20
Пробки, пробки, пробки… Кажется, автомобильные пробки решили заполучить все дороги России. Начав со столицы, блиц захватом подмяв под себя большие города, щупальца безжалостного чудовища постепенно проникли во все средние и малые поселения, практически не оставляя надежды на право свободного передвижения. Не обошла сия участь и Екатеринбург, что сразу стало видно с высокой железнодорожной насыпи еще при въезде.
Город в «советской рабочей спецовке» в последние годы стал заметно «обуржуазиваться». Как грибы после дождя вдруг появились многочисленные банки, торговые центры, стеклянные высотные здания и… местные олигархи. Изрядно расширились и кладбища за счет не нашедших себя в иной реальности граждан уже новой страны и многочисленной молодежи, кровью писавшей историю передела народной собственности Урала.
Перед входом в центральный офис ЕКБ‑Банка на постаменте возвышалась гордость местного ирбитского машиностроения – мотоцикл «Волк», обещая подарить себя самому везучему вкладчику банка.
Как и предполагал Николай, первая встреча с представительной делегацией банка в составе председателя правления, его первого заместителя, начальника кредитного управления, начальника управления по работе с непрофильными активами, начальника управления по взысканию корпоративной задолженности и еще двух кураторов проекта прошла нервозно и безрезультативно. Вложив в стоимость семенного завода все свои прямые и косвенные затраты, а также недополученную прибыль, банк предложил выкупить актив за живые деньги по цене на двадцать процентов выше его сметной стоимости, что фактически в четыре‑пять раз превышало реальную рыночную цену на данный момент. Желания услышать встречные предложения не возникло. Ситуация была прогнозируемой, поэтому, не сильно затягивая встречу, по инициативе Николая решили продолжить переговоры на следующий день.
Предусмотрительная Светлана Александровна заказала номер в новом современном отеле, расположенном недалеко от офиса банка. Ее выбор оказался весьма удачным – центр Екатеринбурга, прекрасный вид из окна, удобный номер, неплохой интернет, несколько круглосуточно работающих ресторанов и кафе.
После душного вагона и сложных переговоров Николаю захотелось принять ванну и спокойно осмыслить сложившуюся ситуацию.
* * *
Вода! Что мы без воды? Из нее на семьдесят – восемьдесят процентов состоит организм взрослого человека. Вода нас питает. Вода оздоравливает. Вода приносит удовольствие. И наконец, в воде Николая посещали порой самые оригинальные решения и интересные мысли. Сказать, что активизация работы его мозга происходила исключительно вследствие расслабляющего воздействия воды только при принятии ванны, Николай не мог. И в ванне, и под душем, и во время плавания в бассейне или в море смелые и неожиданные решения осеняли его голову в одинаковой степени. Для него являлось несомненной реальностью, что фильтром, очищающим мозг от сорных мыслей, и импульсом, задающим и генерирующим ценные идеи, была именно вода. Факт был очевиден. Поэтому в сложных ситуациях водный ресурс задействовался целенаправленно.
* * *
Николай лежал в ванне и анализировал прошедшие переговоры: «Для первой встречи банк выставил слишком большую команду. Почему нельзя было ограничиться парой‑тройкой человек? Большая стоимость актива? Или соблюдение прозрачности сделки? Или желание придавить массой аргументов и физическим преимуществом? Хотя, возможно, просто собрали всех, кто причастен и информирован об активе. Скорее всего, завтра переговорная делегация банка будет меньше, ибо люди они занятые, да и аргументировать свое отсутствие начальству будут тем, что уже озвучили необходимую информацию. Озвучили… Именно, просто озвучили… Установки и желания слушать не было. И привычки, похоже, нет. Позиция „сильного“. Глубокое заблуждение вследствие недостаточного управленческого мастерства, помноженное на ментальность наемного рабочего. Умения вести переговорный процесс квалифицированно менеджеры в первый день тоже не показали. Руководители больше молчали, предоставив возможность высказаться подчиненным, наблюдая с высоты своего положения за битвой передовых отрядов… Подводя итоги первого дня переговоров – прогнозируемый стартовый стандартный вариант. Спасибо, что хоть без неожиданностей…»
Николай погрузился в воду с головой и открыл глаза. Из‑под воды не только потолок и стены ванной комнаты, но и окружающая действительность выглядела совершенно иначе. «Интересно, какой видели наши далекие предки Землю, решившись перебраться из морских пучин на твердую поверхность, согласно теории эволюции. Явно более притягательной, чем глубины океана…
Какими аргументами и приемами сделать предложение более привлекательным для банка, чем существующий у них корпоративный стандартизированный подход? Как возбудить желание у лиц, принимающих решение, выйти из привычных «морских банковских глубин» и перейти на «твердую предпринимательскую поверхность»? Задача… Решаемая задача. Завтра я – как независимый эксперт – должен буду аргументированно показать, что реализовать завышенные желания банка невозможно, оценить исходящие для банка риски, разобрать альтернативные варианты и продемонстрировать очевидную выгодность нашего сотрудничества. Именно нашего. Короче, завтра ваш выход, Николай Константинович!».
Он прикрыл глаза и представил себя лежащим на морских волнах под теплым ласковым солнцем. Приятное тепло разлилось по расслабленному телу…
Почувствовав себя отдохнувшим и бодрым, Николай захватил лэптоп и спустился поужинать в… кафе «Венское», о чем гласила вывеска на двери. Николай прочитал это и заулыбался: «Вена», «Венское» – чуть ли не одно из самых популярных названий мест общепита в России, пора австрийцам запатентовать бренд и получать роялти, неплохой будет заработок. На удивление кухня оказалась, действительно, австро‑венгерская. Заказав бокал любимого светлого голландского пива, Николай открыл лэптоп и стал просматривать информацию корпоративного интранета, попутно оставляя комментарии.
