LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Худший Друг – Лучший Враг. Роман о бизнесе, жизненном выборе и любви

Время работало и на Николая, и против него. Эпизодические и бессистемные, а поэтому и безуспешные попытки банка найти покупателя на семенной завод явно ослабляли его переговорную позицию. Однако близилась весна – время закладки не только урожая, но и финансового успеха года. Частые телефонные беседы с Виктором Дмитриевичем позволяли уточнять стратегию развития и проектировать модели бизнеса. Нет худа без добра. Рассматривая пессимистические варианты развития событий, когда включение завода в структуру бизнеса затягивается, пришли к выводу, что отсутствие активов – это серьезный повод для совершенствования технологии аутсорсинга.

Вот и сегодня после обеда раздался звонок от Виктора Дмитриевича:

– Добрый день… можете говорить?..

– Добрый! – Николай был искренне рад звонку, отвлекшему его от анализа финансовой управленческой отчетности холдинга.

– Я что тут подумал… – без перехода продолжил Виктор Дмитриевич, – мы с вами говорили об акценте на высокие репродукции…

– Ну? – не дождавшись окончания затянувшейся паузы, поторопил Николай.

– Ну вот… А кто рынок‑то поддерживать будет?..

– То есть?

– Ну… смотрите… Мы занимаемся питомниками и элитой… Наши главные клиенты‑партнеры сидят в основном на элите… ну и на первой репродукции… Ага?..

– Ну да, – Николай пытался понять, куда клонит Виктор Дмитриевич.

– А колхозникам и фермерам… мы и они сбагриваем первую и вторую репродукции…

– Предполагается – так.

– И что они осенью с урожаем‑то делать будут?..

– Хотите сказать, что у них будут проблемы со сбытом?

– Так они всегда были… и всегда будут… Колхозники‑то в массе своей не коммерсанты… И если они урожай не продадут… то его же и сеять будут на следующий год…

– Другими словами?

– Другими словами… если мы не поможем им продать урожай осенью… то они не купят у нас и наших основных клиентов‑партнеров семена весной… А если не будет продаж у наших партнеров, то… и те, соответственно, не купят у нас питомники и элиту… а будут сеять свою элиту и первую репродукцию…

– Цикл продаж? Точнее, сквозная цепочка?

– Дык… конечно… Государство‑то не думает о поддержке сельхозпроизводителей… поэтому нам придется думать о поддержании всей цепочки продаж… если мы хотим обеспечить устойчивые продажи своего продукта.

– Озадачили вы меня… Работать мы еще не начали, а задачи, требующие решения, появляются одна за другой.

– Ага, – чувствовалось, что Виктор Дмитриевич остался доволен произведенным эффектом. – Ну и напоследок анекдот… Идет в колхозе собрание… Решают, как повысить производительность труда у косарей… Председатель спрашивает, какие будут предложения. Встает мужик и говорит, что у трактористов есть предложение косарям сзади прицепить плуг, они заодно и вспашут поле… Председатель командует выписать премию за рацпредложение… Тут народ оживился… Встает доярка и тоже предлагает: сзади косарям еще и борону прицепить. Пусть они заодно и боронят… Замечательно, премию… Встает агроном: еще и сеялку можно, пусть и засеют… Молодец, премию… Встает косарь: «Ага, давайте еще прожектор повесим, я и ночью хренячить буду».

 

Николай искренне и громко рассмеялся. Но, положив трубку, посерьезнел. Когда задумывался проект, то качественные и недорогие активы представлялись ключевым фактором успеха. Чем глубже разрабатывалась тема, тем все отчетливее вырисовывалась значимость человеческого фактора. Теперь стало очевидно, что семеноводство – это высшая ступень, вершина в иерархии растениеводства, и главную ценность представляют селекционеры и профессионалы‑семеноводы. Селекционер и семеновод – это дирижер и солист‑виртуоз в большом оркестре растениеводов. Может не быть уникального агропромышленного актива, такого, как, например, скрипка Страдивари в оркестре, но если не будет выдающихся семеновода и селекционера, то не будет и уникального исполнения слаженного оркестра семеноводческого хозяйства, не будет хорошей музыки – качественных семян, и постоянных поклонников – клиентов. И как никакие старинные инструменты в оркестре, так и одни только современные механизмы в семеноводстве задачу не решат. Поэтому и борьба с банком за завод уже не представлялась столь критично‑актуальной. Наличие завода в структуре бизнеса может стать одним из полезных и привлекательных элементов, но его отсутствие не скажется столь значимо на результатах бизнеса. Другое дело, наличие или отсутствие ключевых специалистов. Выходит, что семеноводство – это прежде всего интеллектуальный бизнес

 

29

 

Новый проект все больше и больше увлекал Николая. И чем сильнее он углублялся в тему семеноводства, чем больше общался с людьми, занимающимися сельским хозяйством, тем очевиднее сквозь айсберг холодного расчета первоначального выбора непростой и неоднозначной отрасли экономики стал пробиваться теплый росток душевности аграрного бизнеса. Адекватных людей среди потенциальных партнеров попадалось больше, чем в истории обычной деловой практики Николая. На удивление, когда сотрудники его холдинга узнали о профиле будущего проекта, то изрядное их количество изъявило желание участвовать в нем. Не было отбоя и от резюме сторонних специалистов. Игорь Олегович, отнесшийся сначала к проекту с легкой степенью скептицизма, стал одним из самых убежденных сторонников и проводников идеи. Начальник службы безопасности нашел в профильном министерстве несколько бывших коллег, которые на почве сопричастности нового места службы к земле занялись в свободное время огородничеством и взахлеб рассказывали ему о своих дачных успехах, пытаясь и его убедить присоединиться к ним. Сотрудники департамента информационных технологий по вечерам изучали отраслевые сельскохозяйственные решения к программному обеспечению. Финансовый директор уже легко оперировал цифрами и схемами дотаций и компенсаций. В общем, формально проекта еще не было, а костяк команды и варианты моделей бизнеса были практически готовы. Оставалось определиться со стартовыми активами и бизнес‑моделью.

 

30

 

В этот раз в Екатеринбург договорились с Виктором Дмитриевичем ехать из Тюмени на машине. Уже знакомый маршрут аэропорт Внуково – аэропорт Рощино – отель – ресторан – короткий отдых – старенький «ниссан» делали поездку такой же привычной, как и московский путь от квартиры до офиса.

Выехали из Тюмени в семь утра. Первые лучи солнца еще только поднимались над краем горизонта, озаряя оставшийся позади большой деревянный христианский крест на бетонном пьедестале. Широкая ровная трасса сузилась, и машину затрясло на ямах и кочках.

TOC