LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Незавешенные зеркала

Гена смотрел со сцены на своих родителей и видел их радость, радовался сам, ему казалось, что он нашёл своё призвание в этом мире, которое поможет самореализоваться и сделать жизнь интересной. Его сверстники гоняли мяч во дворе, бегали купаться на море, а он гулял по городу, ища сюжеты для своих рассказов. Сидя на лавке в городском парке он слышал обрывки разговоров гуляющих там людей и воображение рисовало их характерные особенности: весёлые или грустные, равнодушные или любознательные. Если детвора была всё время в состоянии праздничного познания этого мира, а их родители старались сделать этот праздник ярче, то пожилые люди смотрели вокруг себя с уставшим видом, потому что видели это, как кино много раз, и оно успело их утомить. Именно в парке Гена впервые встретил двух странных музыкантов, мать и дочь, стоящих под раскидистой пальмой и играющих удивительную музыку. То, что это мать и дочь было видно по одинаковым чертам лица, манере держаться, даже взгляд у обоих был какой‑то печальный, не совсем соответствующий настроению гуляющих в парке людей. Мать играла на баяне, а её дочь на балалайке, Гена не любил отечественную попсу и западный рок, от них болела голова и начинали путаться мысли. Но то, что играли эти музыканты было другое, попурри на тему русских народных песен неслось по парку, наполненному звуками музыкального ширпотреба и напоминало пение соловья среди каркающей стаи воронья. Эти двое были виртуозами своего дела, особенно девочка, извлекающая удивительно красивую музыку из своего трёхструнного инструмента. Гена слушал их и ему казалось, что эти люди очень стесняются играть перед гуляющей публикой, потому как стараются не смотреть на людей и скорее всего выступают здесь из‑за нужды. Он хотел подойти к открытому футляру для баяна, куда отдыхающие кидали деньги и уже приготовил свои, которые ему дали родители на мороженое, но тут, как из‑под земли выросли два охранника в форме. Маленькая толстая женщина и длинный прыщавый парень, с дубинками на боку, во всю старались произвести впечатление строгих стражей порядка, которые намерены оправдать доверие руководства городского парка отдыха. Разговора не было слышно, но мать с дочерью стали собираться и вскоре направились к выходу из парка, Гена пошёл за ними, не понимая, зачем он это делает. Музыканты расположились в подземном переходе и стали играть, акустика здесь была великолепная и складывалось впечатление, что слушаешь студийную запись русской народной музыки. Было видно, как она поднимает настроение прохожим, некоторые задерживались послушать, а потом бросив деньги в футляр баяна шли дальше по своим делам. Но праздник длился недолго, появились два патрульных полицейских и мать с дочерью опять стали собираться, на выходе из подземного перехода они остановились в раздумье и тут к ним подошёл Гена: «Вы меня извините, но мне очень нравиться ваша игра и я видел, как вам не дают играть перед людьми. Тут есть место недалеко, около кафе‑ кондитерской „Лакомка“, вы будете играть, а я стану чуть дальше и маякну, если увижу ментов, но они там редко ходят, потому как в этом месте вкусно пахнет и там всегда много детей». Вскоре около кондитерской зазвучала музыка и Гена охраняя покой исполнителей заметил, что собралась публика и даже кто‑то танцует, часа через два, когда начал накрапывать дождик, он подошёл к месту выступления и увидел мать, разговаривающей с очень полной женщиной в белом халате, дочь стояла рядом и улыбалась. Когда полная женщина ушла, новые знакомые пригласили Гену в кондитерскую отведать пирожных, ему было неудобно, но почему‑то хотелось побыть подольше с этими людьми. Официантка принесла большое блюдо с разными пирожными и заварной чайник с чашками под напиток, Гена чувствовал себя немного скованно, а когда назвал своё имя, то услышал: «А меня зовут Марина Павловна, а моя дочь Люба, очень хорошая девочка и очень добрая, как ты, Гена. Немногие отважатся подойти к незнакомым музыкантам и предложить свою помощь, на такое только способны порядочные и добрые люди. Мы приехали сюда из маленького городка под Красноярском, где я преподавала в школе музыку, а Люба училась и играла в ансамбле русских народных инструментов. Мой муж, Любин папа, был бригадиром на лесозаготовках, но случился несчастный случай, и он погиб во время работы. Компания отказалась выплачивать компенсацию, и я обратилась в суд и с этого времени начался кошмар: меня уволили с работы, от нас отвернулись друзья и коллеги мужа по работе, потому как почти всё население городка работало в этой компании и люди просто боялись потерять работу. У меня был нервный срыв, а когда немного оклемалась решила с дочерью поехать на юг, к морю, немного отогреться от зимних холодов и прийти в себя от пережитого. Но тут люди такие же равнодушные к чужому горю, как и у нас, они живут для себя, не замечая красоты местной природы и тёплого южного климата, о котором мечтает каждый сибиряк. Мы с Любой целыми днями нежились под солнцем и купались в море, но деньги скоро закончились, пришлось играть на улице, зарабатывая на еду и оплату съёмного жилья. Дальше ты всё сам видел, как здесь относятся к уличным музыкантам, которые, по словам стражей порядка, своим видом портят настроение отдыхающим, хотя, если дать деньги тем же полицейским, они отстанут, но мне почему‑то стыдно это делать, и неудобно перед дочкой». Люба улыбнулась и добавила: «Женщина в белом халате – это владелица кондитерской, она предложила нам с мамой играть на детских праздниках, которые проводятся в „Лакомке“, теперь у нас есть работа и всё это благодаря тебе Гена, ты наш ангел‑хранитель, у тебя даже лицо, как на иконе, бледное, с большими красивыми глазами, когда мы с тобой вырастем, то обязательно поженимся». Мальчик чуть не подавился кремом, а девочка звонко рассмеялась, не обращая внимания на строгий взгляд матери, которая, впрочем, тоже вскоре присоединилась к её веселью.

Гена шёл домой и думал, что человеческая жизнь состоит из вот таких встреч с разными людьми и что он будет писать рассказы о их переживаниях, радостях и крахе надежд. В голове уже созрел сюжет и придя домой он решил написать о Марине Павловне и её дочери, взяв в руки ручку почему‑то вспомнилась старая балалайка девочки с потёртыми ладами и видевшими виды баян её матери, их отчаянные попытки найти место, где можно было заработать денег на кусок хлеба. Через неделю он дал почитать своё произведение учителю по литературе, тот взял рукопись домой, а на следующий день перед уроком сказал Гене: «Ты удивительный мальчик и пишешь необыкновенные человеческие истории, к сожалению, сегодняшнюю публику не интересуют люди, хорошо понимающие эмоции других и умеющие сопереживать, поэтому тебе будет нелегко жить в окружении толпы, падкой на скандалы и громкие заявления российских звёзд. Живи своей жизнью и не меняйся, именно такие люди сохраняют остатки духовности в этой стране, у тебя дар видеть то, на что другие не обращают внимание. И не работай на клавиатуре, есть в стуке по клавишам что‑то механическое, не от сердца, как будто стучишь донос на соседа, и не хочешь, чтобы тебя опознали по почерку».

Следующий рассказ Гена написал про двух пожилых людей, русскую пенсионерку и старика‑узбека, работающего дворником в ЖЭКе. Женщина каждое утро выходила во двор со своим облезлым котёнком и ждала, пока Азиз подметёт свой участок, потом он садился к ней на лавку, и они тихо разговаривали, поглаживая Мурзика. Но однажды женщина не пришла на их место, и дворник вскоре узнал, что она скончалась и весь дом видел, как он один сидел на лавке и плакал, закрыв лицо руками. Он взял себе старого кота и тот послушно следовал повсюду за новым хозяином, а дворник разговаривал со своим другом и чувствовал, что тот его понимает.

TOC