Незавешенные зеркала
Когда мама прочла этот рассказ, то расплакалась на кухне, чтобы сын не видел её слёз, а потом сказала супругу: «Гена сильно отличается от сверстников, потому что слишком рано стал видеть переживание людей и чувствовать их боль. Не надо быть психологом, чтобы понять, что наш мальчик пропускает через себя их страдания и я боюсь, что это может отразиться на его здоровье». Так и случилось, Гена потерял аппетит, стал редко улыбаться, не хотел выходить из дома и оживал только тогда, когда садился за свой письменный стол. Отец поступил, как творческая личность, он завесил стены комнаты сына своими картинами, на которых изображал море, в лучах заходящего солнца, парящих над водой чаек, яхту, несущуюся на всех парусах к горизонту и лицо мамы Гены, доброе и с еле заметными смешинками в голубых глазах. Мальчик, приходя домой со школы попадал на выставку картин своего отца и в него вселялся позитив и желание сделать что‑то хорошее для близких. Однажды известный в городе бизнесмен и владелец художественной галереи был в квартире Шаталиных и в приоткрытую дверь увидел висящие в комнате Гены картины его отца, он недолго думая приобрёл их все, кроме одной. Отец отказался продавать картину на которой было изображено лицо его супруги, Гена был в школе и на освободившиеся места повесил новые свои произведения живописи. Когда появился сын, родители извиняющимся тоном рассказали, что получили хорошие деньги за работы отца, а у него висят теперь другие. Гена впервые за последнее время рассмеялся и сказал: «Может я заряжаю всё вокруг себя каким‑то позитивом, и мы скоро станем миллионерами и у нас будут деньги на издание сборника моих рассказов». Через несколько дней отец в разговоре с супругой задумчиво говорил: «Это мистика какая‑то мою картину: „Ночной штиль“, где изображено море в лунную ночь никто не брал, а после того, как она повисела в комнате сына, была куплена сразу компанией морских пассажирских перевозок, теперь висит в их головном офисе на видном месте». Мать Гены, с улыбкой, ответила: «Для любой матери её дитя необыкновенное и талантливое, но наш Гена, действительно мальчик особенный, поэтому давай найдём издателя и выпустим его книгу, хотя бы небольшим тиражом». Сборник рассказов вышел, и учитель литературы попросил мальчика расписаться на его экземпляре, а в школе Гена получил почётное прозвище Драматург.
Как‑то в школе классный руководитель объявил, что перед ними выступит священнослужитель и проведёт лекцию об истоках христианства и религии в целом. В класс вошёл невысокий полный человек с жиденькой бородкой и потным лицом, поздоровавшись с детьми, он бросил взгляд на припаркованный на улице Lexus. Гена сидел у окна и увидел еле заметную озабоченность в глазах лектора, когда едущая по дороге поливалка обдала его автомобиль фонтаном воды. Вытерев пот со лба тот начал свою лекцию и ребятам стало скучно, потому как говорил он прописные истины, давно известные всем ещё с детства. Отец Андрей, как он себя называл, по мнению Гены, в прошлом был лектором Российского общества «Знание» и осуществлял просветительную работу среди населения, основываясь на материале, которое давало ему начальство. С детства он был убеждённым атеистом, бил в барабан на пионерских сборах и клялся в верности КПСС, будучи комсомольцем. Но ветер перемен задул в другую сторону и общаясь по роду службы с людьми, он расстёгивал верхнюю пуговицу рубашки, чтобы те видели цепочку, на которой висел крестик. Это был один из тех одарённых пустобрёхов‑конъюнктурщиков, которые во все времена составляли свиту правящей власти и которые никогда не имели своего взгляда на окружающие реалии жизни. Заканчивая свою лекцию он, вытерев в очередной раз потное лицо сказал: «В вашем классе учится Геннадий Шаталин, книгу которого я прочёл и, скажу честно, был шокирован одним его рассказом, речь идёт о рассказе „Пророк“, где юноша в непозволительном тоне отозвался о священнослужителях и о вере вообще…».
В рассказе «Пророк» была описана жизнь молодой супружеской пары из небольшого европейского городка, где население устало от поборов бургомистра и святош из лютеранской кирхи. Супруги ушли в лес, построили там дом и зажили счастливо, общаясь с Богом напрямую и он их услышал, хозяйство разрасталось, появились дети и вскоре вокруг них стали селиться другие люди из городка. Городок опустел, всё население ушло к новому пророку, который давал землю и благословение, но ему надоело делать добро, он растолстел, перестал работать, создал полицию и принялся обирать людей, которым раньше помогал, этот рассказ‑притчу Гена написал под впечатлением услышанной от отца истории о его бывшем друге, который став депутатом, превратился в толстого чиновника, плюющего на нормы общественной морали и нравственные ценности.
Высказав своё отношение к творчеству Гены, лектор собрался уйти, как услышал: «Извините отец Андрей, а какой у вас сан в церковной иерархии и накануне какого великого праздника мы живём?», видя, что отец Андрей растерян, Гена добил его новостью: «Ваш Lexus грузят на эвакуатор, поэтому не утруждайте себя ответом, а спешите спасать свою собственность». Лектор подбежал к окну, тихо выругался и пулей выскочил из класса. Классный руководитель подождал, когда стихнет смех и торжественно произнёс: «Шаталин получает 5 по обществознанию и пускай скажет, какой скоро христианский праздник, чтобы мы все знали». Гена пожал плечами и ответил: «А Бог его знает, я этого отца Андрея на понт взял». Классный отсмеявшись промолвил: «Пятёрка отменяется, но, чтобы весь класс прочитал рассказы Шаталина, книжку я вам дам свою, но с возвратом».
Жизнь молодого писателя изменилась, только он сам не знал, хорошо это или плохо: в Управлении науки и образования ему вручили приз, как лучшему писателю года, заведующая отделом культуры с лицом Сфинкса, таскала его с собой по тусовкам представителей творческой интеллигенции, где он, сидя в президиуме, смотрел на собравшихся и задавал себе вопрос: «Неужели я буду таким же». В перерывах между заседаниями Гена слышал в буфете обрывки разговоров и понимал, что эта творческая интеллигенция уже давно занимается тем, что разъезжает по различным форумам и конференциям, на которых рассуждает о культурном наследии страны и её перспективах на будущее в лице талантливой молодёжи, которая пополнит своими шедеврами отечественную сокровищницу духовного достояния России. Эти люди разные по возрасту и национальности напоминали чем‑то отца Андрея, читавшего у него в классе лекцию, они красиво говорили правильные слова с трибуны, а весь зал с воодушевлением аплодировал ораторам. Заведующая отделом культуры, которую звали Фаина Зиновьевна видя, что Гена без особого энтузиазма воспринимает все эти посиделки, сказала: «Я тебя понимаю дорогуша, скучно здесь и задница потом болит, но ничего, это только первое время, потом втянешься и будешь меня благодарить, что я дала начальный толчок твоей карьере». Гене нравилось по внешнему виду и манере общаться составлять своё мнение о человеке, особенностях его характера, присущих только ему, но находясь рядом с Фаиной Зиновьевной он терялся, она напоминала большой паровоз, в котором он, Гена Шаталин, несётся непонятно куда. Она вручила ему текст выступления на конференции писателей юга России и попросила, заучив его, выступить перед уважаемыми людьми, среди которых будет высокий чин из министерства культуры. Когда он сидел и учил свой доклад, к нему в комнату вошёл отец и грустно посмотрев на сына, сказал: «Ты знаешь, мои картины перестали покупать, может я стал хуже писать, а может ты изменился и больше не напитываешь их своим позитивом. У каждого есть право выбора, идти вперёд путём, думая о своём будущем, или поступать так, как подсказывает сердце. Я выбрал второе, мы с мамой не заработали состояния и наград, но зато наша жизнь – это песня двух счастливых людей, которые хотят, чтобы их сын никогда не делал того, что вызывает его внутренний дискомфорт. Ты перестал писать рассказы, связался с пустомелями из администрации и вскоре будешь воспринимать жизнь только в чёрно‑белом цвете». Отец ушёл, а Гена взял текст своего выступления и разорвав его на мелкие кусочки подбросил к потолку комнаты, с улыбкой наблюдая, как они падают на палас.