Плерома
– Айда, заглянем сначала к Сивухе.
Воспарившая было душа Юрия Алексеевича вернулась обратно в тело, подобно молнии, рассекающей толстый древесный ствол до самого основания.
– У Сивухи если и нет ничего, – продолжал рассуждать Макс, – он, по крайней мере, подскажет, к кому можно обратиться.
Юрий Алексеевич поморщился:
– Бабок у тебя сколько?
– Не боись, на три сотки хватит, – ответил Плотник.
Он посмотрел на Макса с сожалением и жалостью.
– Далеко до этой твоей Сивухи?
– До этого, – поправил Макс.
– Ну, до этого. Далеко?
– Нет. – Макс уверенно шагнул в темноту. – Решение принято, цель обозначена. Теперь главное двигаться.
Тело Юрия Алексеевича, повинуясь призыву двигаться, устремилось за Максом. Они обогнули дом, пересекли соседний дворик и выскочили на проспект. Макс шел уверенно. В данную минуту для него действительно не было ничего более важного, чем принятое решение и обозначенная цель. Для тела Юрия Алексеевича тоже, а вот для его души… Душа его, похоже, вернулась не полностью.
«Интересно, – размышлял он, – мешает ли счастливому течению жизни склонность к "излишним мудрствованиям", как это утверждают некоторые, или же, наоборот, мышление и есть счастье?.. Хм, отрицательно сказывается лишь так называемое бытовое, конкретное мышление. Абстрактное же, напротив, оказывает самое позитивное воздействие на человека. Почему? Да потому, что первое сопряжено с переживанием отрицательных эмоций, ибо излишне акцентирует внимание на личных проблемах индивида, тогда как второе радует, ибо уводит от этих мелочных проблем к созерцанию величайших тайн мироздания… Хм, или… "свеча из жиров заменяла мне солнце"[1]?..»
Юрий Алексеевич вздохнул.
– Слушай, Макс, – обратился он к своему спутнику, деловито вышагивающему по темной стороне тротуара, – а ты о чем‑нибудь, кроме «обозначенной цели», когда‑нибудь думаешь? Ну так, хотя бы изредка.
– Чего? – Макс удивленно обернулся. – У тебя что, Плотник, совсем, что ли, мозги сводит?
– Да ты не впадай в обиженку. Я же просто спросил.
– О чем таком ты вообще жужжишь? Я как‑то с трудом врубаюсь.
– Ну, не все же время ты под кайфом ходишь. Я слышал, ты работал на телевидении, потом в каком‑то компьютерном салоне…
– Это было давно и не в вашем вонючем городе! – ответил Макс зло.
– Все равно! Значит, котелок‑то у тебя варит. Значит, ты не какой‑то там сторчавшийся дебил с восьмиклассным образованием.
– Знаешь что, Плотник, – ответил Макс, уже более миролюбиво, – ты, наверное, считаешь себя самым умным и важным. Каким‑то неординарным явлением во Вселенной или даже гением. Ты случайно не гений?
Макс попытался изобразить живой интерес.
– Может, и гений, – ответил Юрий Алексеевич, с видом простачка пожимая плечами, – откуда я знаю?
Ссориться с Максом ему не хотелось.
– Был у меня один приятель, – многозначительно вытаращивая глаза, начал Макс, – который долгое время жил двойной жизнью. Такой своеобразный человек‑загадка. Одни из его друзей и знакомых отзывались о нем как о серьезном, положительном во всех отношениях человеке. Другие считали его пьяницей и подлецом, готовым на самую гнусную пакость. И все это искренне!
– Ну и что? – спросил сбитый с толку Плотник.
– Понимаешь, свою двойную жизнь он вел сознательно. Целенаправленно вырабатывал для себя два диаметрально противоположных имиджа. Из него мог бы получиться идеальный актер! Когда он возвращался с какой‑нибудь выставки или презентации, то снимал дорогой костюм, напяливал на себя грязные обноски и спешил в расположенную за углом пивнушку. Причем только вообрази, какими осторожностью и ловкостью надо обладать, чтобы не попасться в этих лохмотьях на глаза тем, кто часом раньше видел его в смокинге. И наоборот.
– И зачем же ему это было нужно? – осторожно поинтересовался Юрий Алексеевич.
[1] …«свеча из жиров заменяла мне солнце»… – строка из песни:
Я жил, окруженный коробкой из бревен,
И мерил пространство шагами спокойно
Иль просто лежал в состоянии сонном,
Изрядно приближенном к анабиозу.
Был чужд моему микроклимату ветер,
Свеча из жиров заменяла мне солнце,
При свете которой чертил на полу я
Ущербные образы гаснущих мыслей.
Я так бы и сгинул, пропал бы безвестно,
Во мху и пыли растворился б однажды,
Но кто‑то готовил судьбу мне иную,
Негаданно вдруг ниспослав озаренье.
Сквозь толстые стены я видел деревья,
Бредущие мерно куда‑то налево,
Они опирались о землю корнями,
Без прочих усилий держась вертикально.
Знамение это, решил я лениво,
Реальностей мира призывы к подъему.
Тотчас ощутил безотчетную силу
И жажду великих деяний почуял.
И дрогнули стены, посыпалась известь,
Жилище мое развалилось со стоном…
И, взявши большую лопату под мышку,
Я вдаль устремился по сопкам зеленым.
(НОМ, альбом «Супердиск». 1992 г., песня «Верлибры».)
Что Юрий Алексеевич подразумевал, вклинив данную фразу в контекст своей мысленной конструкции, никому, кроме него самого, не известно.